Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Русская версия сайта Английская версия сайта Китайская версия сайта Перейти на главную страницу

О нас Новости Программы обучения Online-обучение Работодателям        Поиск Войти
Новости
  • Наши новости
  • Публикации
  • Нормативные документы и приказы
  • О ВШГА МГУ
  • Миссия
  • Преимущества
  • Научно-исследовательская деятельность
  • Диссертационный совет МГУ.08.08
  • Международная деятельность
  • Попечительский совет
  • Студенческий совет
  • Администрация
  • Магистранты
  • Общежитие
  • Преподаватели
  • Учебная часть
  • Партнеры
  • Спонсоры
  • Ссылки
  • Контакты
  • ПОЗНАВ СОВЕРШЕНСТВО, не соглашайтесь на компромисс!




    ВШГА МГУ - это подготовка кадров среднего и высшего звена для органов государственной власти РФ, крупных государственно-частных корпораций и бизнес-структур.

    ВШГА МГУ - это обучение на основе лучшего опыта зарубежных школ публичной администрации и традиций российского образования.

    ВШГА МГУ - это интересное общение в дружном коллективе.

    Высшая школа государственного администрирования - факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, член Международной ассоциации школ и институтов администрирования (IASIA) и Европейской группы государственного администрирования (EGPA).




    06.02.08

    ВЫБИРАЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ…

    Согласно результатам многочисленных социологических опросов почти половина выпускников российских вузов планирует начать свою карьеру с должности в каком-нибудь казенном департаменте. Попробуем выяснить, почему современные молодые специалисты, которых трудно заподозрить в недостатке прагматичности, все чаще видят себя в ближайшем будущем не в обстановке корпоративного офиса, а в амплуа начинающего бюрократа.

    Источник: zarplata.ru

    Несмотря на то что зарплаты чиновников не идут ни в какое сравнение с доходами менеджеров средней руки, работа в одном из министерств, федеральных агентств или служб – неплохой карьерный старт для молодого человека без нужных знакомств и какой-либо реальной возможности войти в солидную частную компанию. Достаточно взглянуть на ситуацию глазами выпускника не самого крутого вуза, не имеющего в своем активе ни опыта практической деятельности, ни деловых связей, вообще ничего, кроме некоторого набора разрозненных теоретических знаний, чтобы предположить, что многими «новобранцами» движет желание хоть как-то избежать безработицы. Действительно, ну куда еще пойти простому парню из спального района, как не в мелкие клерки государственной конторы!

    Впрочем, не все так просто. Исследователи констатируют, что существует и принципиально иной тип начинающего карьериста, обладающего (в отличие от первого нашего героя) и необходимыми связями в коммерческих структурах, и образованием, имеющим вес на рынке труда. Как ни странно, оба – и невостребованный бизнес-сектором обладатель неходового диплома, и «блатной мальчик» – идут в «государевы люди». С какой целью? Об этом мы поговорим чуть позже. А пока предлагаю немного информации для размышления.

    Сегодня кадровый состав Министерства финансов РФ на две трети укомплектован молодыми людьми, которым нет еще и 25 лет. В Министерстве экономического развития и торговли РФ из почти двух тысяч сотрудников больше половины (60%) попадают в возрастную категорию до 30 лет. Причем среди этой молодежи 28 человек занимают должность начальника отдела, трое доросли до заместителя директора департамента, а один, так и хочется сказать, юноша, несмотря на свой явно не генеральский возраст, уже сам командует целым департаментом. В МИДе и ряде других федеральных министерств картина примерно такая же.

    То есть речь идет не об отдельных фактах прихода молодого пополнения в недавние заповедники советских геронтократов – налицо явная кадровая тенденция. Но чем в наше время госслужба с ее небольшими заработками так манит талантливых «лейтенантов»?

    Ощущение стабильности и отличный стартовый опыт
    Конечно, кого-то привлекает вероятность выстроить материальное благополучие на взятках. Но о подобных малосимпатичных мздоимцах мы сейчас говорить не будем. Человек без авантюрных криминальных наклонностей видит прежде всего возможность приобрести необходимый ему деловой опыт на благородном поприще служения отечеству, а заодно получить первую солидную запись в своем резюме.

    Из-за кадрового голода, который пока еще испытывают некоторые государственные учреждения, здесь у способного вчерашнего студента есть шанс гораздо быстрее проявить себя и быть допущенным к решению масштабных задач, чем если бы он начинал рядовым клерком в крупной частной корпорации. Кроме того, в силу специфики своей регулирующей деятельности многие федеральные структуры тесно связаны с бизнесом, а это означает приобретение полезных связей по обе стороны бюрократического барьера.

    Кто-то рассчитывает в обозримом будущем занять серьезный руководящий пост, попасть в современную номенклатуру, стать ближе к тому уровню, на котором принимают стратегические решения государственной важности. Такие ожидания нельзя назвать пустыми фантазиями, ибо в нашей стране уже есть случаи назначений людей до 30 лет или чуть за 30 на очень ответственные должности в правительстве.

    А вот еще несколько преимуществ жизни чиновника.

    1. Ощущение стабильности. Хорошо известно, что из частной фирмы вылететь проще простого. Обычно это происходит на основании размытой формулировки вроде «в связи с сокращением штатных должностей». То есть фактически без объяснения причин внезапного выдворения на улицу. А для того чтобы уволить человека из государственного учреждения, нужен действительно серьезный повод.

    2. Отсутствие жесткой конкуренции.

    3. Нормированный рабочий день.

    4. Спокойный ритм деятельности без регулярных дедлайнов. Хотя и у чиновников бывают авралы и запарки, но все же для коммерции работа на износ более характерна. А тут и на личную жизнь время будет.

    5. Строгое соблюдение всех положений трудового кодекса, то есть своевременное получение зарплаты, полностью оплачиваемый больничный лист, гарантируемый месячный отпуск, льготная пенсия и т. д.

    Обычно молодые люди приходят в госструктуры еще старшекурсниками. Любой, прошедший подобный путь, знает, что ни в одной коммерческой организации студенту не предоставят таких вольготных условий, когда и на сессию без проблем отпустят, и, возможно, не будут возражать, если в разгар трудового дня идет подготовка к очередному экзамену.

    Рассказывает Петр, занимающий ответственный пост в столичном правительстве: «Я еще на четвертом курсе устроился в отраслевой комитет, имевший статус федерального министерства. Тогда государственная служба не была у молодежи в почете, и более удачливые товарищи по учебной группе смотрели на меня с откровенной жалостью или высокомерным пренебрежением. Еще бы! Их-то ожидали теплые местечки в солидных компаниях с хорошими окладами, а мне предстояло закисать в бюрократической шарашке. И поначалу все эти прогнозы оправдывались самым печальным образом. Когда директор департамента представлял меня коллегам по отделу, я едва тут же не заявил, что передумал здесь работать. Только представьте: двоим из восьми сотрудников явно было около 60, а остальные уж точно разменяли пятый десяток. Но вскоре выяснилось: то, что я по незнанию считал недостатком, оказалось подарком судьбы. Надо мной с удовольствием взяли опеку и стали посвящать в тонкости профессии. Сегодня я могу с уверенностью сказать, что нашел себя, – мне по душе и дело, которым я занимаюсь, и окружающие меня люди. Хотя, конечно, кому как повезет».

    Низкая зарплата и медленный карьерный рост
    Однако начинающему госслужащему следует привыкнуть к малоприятной мысли о том, что ему предстоит вести более чем скромный образ жизни. А ведь молодости свойственно хотеть многого... Трудно не впасть в депрессию от конфликта между желанием съездить вечером в модный ночной клуб или пригласить девушку в ресторан и отсутствием средств, необходимых для осуществления этих замыслов. И хотя в последние годы вознаграждение чиновникам существенно повысили, все же их материальное обеспечение несопоставимо с окладами штатных сотрудников крупных корпораций.

    Что до карьерных перспектив, то очень часто без поддержки сильной руки даже самый усердный и талантливый работник обречен вечно пребывать в аутсайдерах. При этом нередко он еще вынужден тащить на себе груз обязанностей «привилегированных» сослуживцев. Переиграть бюрократическую машину практически невозможно. Высокопоставленные государственные деятели любят в своих интервью приводить примеры впечатляющих достижений молодых чиновников. И все-таки пока подобные факты не стали в нашей стране широко распространенной практикой. А вот протаскивание наверх своих людей и игнорирование тех, за кем нет влиятельной силы, напротив, обычное среди аппаратчиков явление.

    Конечно, и в коммерческой сфере протекция не является чем-то исключительным, из ряда вон выходящим. И все же, по мнению многих экспертов, в частном секторе в силу нацеленности на практический результат талант действительно может привести новичка на верхние ступеньки карьерной лестницы. Вряд ли босс станет резать курицу, способную приносить золотые яйца, если ему повезло, и его сотрудник – менеджер от бога или ас продаж.

    Но в госструктурах показатели далеко не всегда напрямую влияют на зарплату и статус. И у начальника может просто не быть особой мотивации двигать наверх мозговитого подчиненного. Скорее у него возникнет серьезное опасение, что толковый работник вполне способен занять его место.

    Но даже если развитие карьеры идет в обычном – не в форсированном, но и не в замедленном режиме, ведущие позиции в своем ведомстве вы, скорее всего, займете лет на десять позже сверстников, которые давно уже будут управлять филиалами компаний и входить в советы директоров. Вероятность стремительного взлета в рамках строгого регламента чиновничьей жизни чрезвычайно мала и может быть лишь цепью счастливых случайностей, исключением из правил.

    Приведу еще несколько минусов работы на государство.

    • Даже за самый ударный труд вам не светят бонусы и соцпакеты, разве что почетная грамота или благодарность от руководства.

    • В силу духа консервативности, которым пропитана атмосфера некоторых учреждений, здесь сложнее проявить творческую инициативу. Скорее всего, ваша деятельность будет жестко регламентирована различными инструкциями.

    • В государственных структурах редко бывает налажена отвечающая современным требованиям система постоянного повышения квалификации персонала.

    Впрочем, стоит отметить постепенно происходящие изменения. На правительственном уровне разрабатывают более эффективные механизмы поощрения служащих. Достаточно распространенной практикой в министерствах стали приглашения успешных бизнес-консультантов, стажировки сотрудников в лучших корпоративных учебных центрах. В то же время среди тех, чья карьера в области коммерции уже состоялась, есть немало желающих поработать на благо родины в роли государственного менеджера. Поэтому вполне возможно, что через несколько лет найти место в российском филиале какой-нибудь всемирно известной западной корпорации будет проще, чем стать чиновником. Ну, а пока молодые люди, приобретая драгоценный опыт в государственных управленческих институтах, часто потом уходят в бизнес, где их уже ждут с распростертыми объятиями.

    Успешная «самокапитализация» профессионалов
    Значительный процент молодежи рассматривает свою работу на правительство как важный этап бизнес-образования и одновременно увеличение стоимости своей кандидатуры на рынке труда. Два-три года подобной деятельности превращают недавнего студента в весьма ценного специалиста. Ради этого многие готовы в течение нескольких лет получать довольно скромную зарплату.

    И надо сказать, что в иных федеральных структурах не видят ничего плохого в том, что молодые сотрудники инвестируют в собственное будущее свое время, талант, энергию, а заодно приносят практическую пользу обществу на государственной службе. Впрочем, нужных стране толковых чиновников из числа новичков можно прикрепить к их должностям лет на пять, а то и дольше с помощью контрактов, более высоких окладов, солидных социальных пакетов, престижных стажировок, получения за казенный счет дополнительного образования. Власти под силу сформировать в обществе привлекательный образ своего управленца, чтобы молодежь не рассматривала работу в госучреждении как, в лучшем случае, мостик к карьере в бизнесе.

    Кстати, определенные шаги в этом направлении уже предпринимают. Недавно министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко предложил сформировать в стране целостную систему подготовки кадров для государственной службы. Правда, пока еще образовательный проект под громким названием «Россия» далек от практической реализации, так что подождем более конкретных шагов со стороны заинтересованных правительственных структур.