Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Русская версия сайта Английская версия сайта Китайская версия сайта Перейти на главную страницу

О нас Новости Программы обучения Online-обучение Работодателям        Поиск Войти
Новости
  • Наши новости
  • Публикации
  • Нормативные документы и приказы
  • О ВШГА МГУ
  • Миссия
  • Преимущества
  • Научно-исследовательская деятельность
  • Диссертационный совет МГУ.08.08
  • Международная деятельность
  • Попечительский совет
  • Студенческий совет
  • Администрация
  • Магистранты
  • Общежитие
  • Преподаватели
  • Учебная часть
  • Партнеры
  • Спонсоры
  • Ссылки
  • Контакты
  • ПОЗНАВ СОВЕРШЕНСТВО, не соглашайтесь на компромисс!




    ВШГА МГУ - это подготовка кадров среднего и высшего звена для органов государственной власти РФ, крупных государственно-частных корпораций и бизнес-структур.

    ВШГА МГУ - это обучение на основе лучшего опыта зарубежных школ публичной администрации и традиций российского образования.

    ВШГА МГУ - это интересное общение в дружном коллективе.

    Высшая школа государственного администрирования - факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, член Международной ассоциации школ и институтов администрирования (IASIA) и Европейской группы государственного администрирования (EGPA).




    29.02.08

    Работа на publicy, или где учат на чиновника?

    Несмотря на то, что страна входит в эпоху капитализма, далеко не всех «прикалывает» бизнес. Кое-кто хочет сделать карьеру в правительственных кругах, стремится стать чиновником и получить образование в сфере госуправления. Где учат на чиновника?

    Источник: ООО "Сеть порталов "Человеческие ресурсы", сентябрь 2003., Автор: Наталья Круть.

    Здесь
    Китайская пословица гласит: «Мечтающий стать чиновником подобен мыши; ставший чиновником подобен тигру». Но что делать, если за плечами только школьный диплом, а уже хочется уподобиться тигру? Поступать в вуз, предлагающий соответствующие программы. Одним из лучших считается факультет госуправления МГУ. Где помимо отделения государственного и муниципального управления недавно открылось отделение антикризисного управления. Наряду с общеуправленческими предметами — экономикой и юриспруденцией — в программе присутствуют гуманитарные составляющие. В частности, преподаются три иностранных языка. А выпускникам, сдавшим этот предмет на «отлично», присваивается дополнительная квалификация: «переводчик в области профессиональной коммуникации». В целом из стен заведения выходят специалисты и для госучреждений, и для различных корпораций: управленцы, аналитики, специалисты в области HR.

    Бюджетные места составляют примерно 35% от всего курса, и конкурс на них — порядка 10 человек на место.

    Вступительные экзамены на отделение государственного и муниципального управления — сочинение, иностранный язык, история и обществоведение. Будущие антикризисные управляющие сдают вместо истории и языка математику. На платное отделение идут те, кто «не добрал» 1—2 балла.

    Другой вуз, дающий качественное образование для чиновников, — Российская академия госслужбы при президенте Российской Федерации (РАГС). Здесь учатся те, кто уже имеет высшее образование и, как правило, занимает государственную должность в Российской Федерации. В этом случае дополнительное или второе высшее образование можно получить на бюджетной основе. Если же кресло в каком-нибудь министерстве пока «в проекте», остается платный вариант обучения.

    — Возможно ли попасть в круг «властей предержащих», имея диплом РАГС по специальности «Государственное и муниципальное управление»? Около половины учащихся платного отделения, как правило не имевших до этого опыта работы в госструктурах, находят работу по специальности, — заверил «Карьеру» проректор РАГС Федор Демидов. — Один из способов попасть в этот круг — участие в ежегодном открытом конкурсе на замещение вакансий в министерствах и ведомствах.

    Там
    Программы Master of Public Administration (МРА) в России предлагают Американский и Британский советы по международному образованию. Если степень mba предполагает практические навыки в области управления бизнесом, то МРА — это программа подготовки профессиональных чиновников. Возможности для работы по окончании университета широки: от структур президентского аппарата или посольств до работы в департаментах и проектах некоммерческих международных организаций. Чтобы поступить на МРА, необходимо иметь диплом о высшем образовании и гражданство одной из стран СНГ. На первом этапе конкурса заполняется анкета и представляются рекомендательные письма и эссе. Второй этап — собеседование и сдача TOEFL. Когда все сдано, остается лишь ждать результатов — от 3 до 6 месяцев. При положительном ответе студенты отправляются в далекое путешествие за знаниями. В течение двух лет учебы им будет выплачиваться ежемесячная стипендия, достаточная для того, чтобы снимать квартиру и покрывать ежедневные расходы. Работать в свободное от учебы время можно не более 20 часов в неделю.

    О пользе индивидуализма
    Елена Малахова, Университет штата Миссури (Колумбия), советник по программным вопросам в Программе развития ООН:

    «По первому образованию я преподаватель английского и французского языков. В начале 90-х казалось, что такое образование попадает в разряд невостребованных. Но, к счастью, языки нам преподавали превосходно, так что в 1995 году я уже работала в представительстве агентства США по международному развитию. О Программе магистерских стипендий им. Эдмунда С. Маски я узнала от сослуживицы, которая в тот момент получила два предложения — от Американского и Британского советов. Она и уговорила меня подать документы на Программу. Учебный процесс кардинально отличался от того стиля, к которому мы привыкли в России. Очень много приходилось заниматься индивидуально. Хотя работа в команде поощрялась, в конечном итоге каждый отвечал сам за себя. Но, несмотря на трудности, я уверена, что степень удовлетворенности после этого гораздо выше, потому что своими знаниями ты обязан в основном самому себе. В Штатах вообще гораздо более выраженная культура индивидуализма. И обусловлена она, как мне кажется, развитым законодательством по защите прав человека. Там просто так нельзя оскорбить и толкнуть. Права человека для американцев — святое, и они всегда готовы яростно их защищать.

    Практику я проходила в Секретариате ООН в Нью-Йорке, помогала консультанту в подготовке конференции в Греции и Бразилии по борьбе с коррупцией и разработке системы этических стандартов в государственном секторе. Думаю, эта строчка в резюме повлияла на мою дальнейшую судьбу: вернувшись в Москву, я сразу нашла работу в представительстве Фонда ООН по народонаселению. Круг вопросов, которым занимаюсь сейчас, очень широк — от проблематики СПИДа до вопросов местного самоуправления».

    Интерес к бизнесу
    Александр Гальчин, Университет штата Джорджия (Атланта), консультант по обучению и развитию персонала в RRC Business Telecommucations:

    «Получив диплом об окончании географического факультета МГУ, я несколько лет проработал в сфере исследований рынка труда. Выступив с докладом по этой тематике в Германии, на мировом конгрессе по социологии, решил, что дальше оставаться в науке мне неинтересно. К тому времени я сделал несколько проектов в бизнесе в области HR. Поэтому, когда подавал документы на МРА, хотелось, прежде всего, увидеть и почувствовать подход к управлению персоналом в разных организациях — частных, государственных и некоммерческих. И наконец, у меня не было сомнений, что высшее университетское образование лучше получать в США: здесь умеют правильно организовать дело.

    Учебный год начинается в сентябре. Я приехал в июне, чтобы в течение двух месяцев подтянуть свой английский на курсах (бесплатных). Первый месяц было тяжело: я понимал только 30—40% того, что говорил профессор. Очень сложно давались и письменные работы, а писать надо было предостаточно. Степень загруженности высокая. В классе проводишь не так много времени, в основном занимаешься самостоятельно. У меня были замечательные преподаватели, но самыми важными в итоге оказались знания, приобретенные вне аудитории. Я прочитал немало книг, прошел практику в специализированной компании по подбору персонала. Старался чаще встречаться с профессионалами в той области, которая была мне интересна: просил через знакомых уделить мне 30—50 минут, чтобы профессионалы рассказали о своей работе (американцы называют это информационным интервью). И таких интервью я провел много.

    На втором курсе приезжал в Москву во время каникул и встречался с потенциальными работодателями. Получил предложения от нескольких российских и зарубежных рекрутинговых компаний. Какое-то время занимался подбором персонала, а сейчас работаю в сфере обучения. RRC — мой главный клиент, на которого уходит примерно половина моего рабочего времени. Остальное время занимаюсь собственными проектами: консультированием корпоративных клиентов, бизнес-тренингами, индивидуальной работой с топ-менеджерами по вопросам личной эффективности и организации системы обучения. Среди моих клиентов и русские, и американцы. Проведя два года в США, я нахожу общий язык и с теми, и с другими. Как консультант и тренер, берусь за те проекты, которые мне интересны. Мне близка формула немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана: «В жизни есть смысл заниматься только тем, что нравится, но делать это в полную силу».

    Дружба с US-сенатором
    Анастасия Кузьмина, Университет штата Делавэр, специалист программ Международного республиканского института в России:

    «На программу МРА я поступила с четвертой попытки. Первый раз подала документы, учась на пятом курсе Педагогического университета Екатеринбурга. Три раза выходила в полуфинал, но в результате не проходила по конкурсу, и, когда терпение иссякло, судьба протянула мне руку помощи. Случилось так, что я прошла по конкурсу для переводчиков по программе «Открытый мир» и поехала в США сопровождать делегацию политиков, где вновь встретилась с сенатором штата Делавэр Мирной Бэар, с которой я до этого работала в Екатеринбурге по программе развития женского лидерства. И когда я уже собиралась домой, она неожиданно протянула мне конверт: «У меня для тебя подарок». В конверте была рекомендация для поступления на Программу Маски.

    Университет оказался небольшим, и в этом было его преимущество: гарантированная неформальная атмосфера и индивидуальный подход к каждому. Студенты могли выбрать классы — утром, днем или вечером — неоценимое удобство, особенно если работаешь. Необычным казалось отсутствие устных экзаменов и зачетов и то, что оценки мы узнавали только через несколько дней в Интернете. У каждого был свой пароль, поэтому никто не знал, какие оценки у твоих одногруппников. Списывать нельзя: среди студентов считается нормой сообщить об этом преподавателю, виновного ждет отчисление.

    В течение первого семестра я работала под руководством сенатора Бэар в исследовательском центре своего университета, организуя семинары по женскому лидерству. Потом — в офисе по экономическому развитию штата Делавэр, переводчицей в международном отделе университета, в семейном суде, прошла практику в Торгово-коммерческой палате. Благодаря сотрудничеству с сенатором у меня сложились теплые отношения во многих правительственных структурах штата, и я до сих пор поддерживаю связь с этими людьми по электронной почте. Мне нравится открытость американцев и до сих пор я испытываю недостаток этого в России.

    Сейчас я отвечаю за работу с молодежными организациями в Международном республиканском институте».

    Учеба & самооценка
    Татьяна Варюхина, Университет Бирмингема, старший координатор в Международной организации по миграции:

    «Едва окончив Вологодский государственный педагогический университет, я уехала учиться в США по программе «Молодые лидеры». Вскоре после возвращения оттуда мне предложили место в Москве, в Международной организации по миграции. Получилось так, что незадолго до этого я подала заявление на участие в программе «Чивнинг», финансируемой правительством Великобритании. Поскольку в Америке я изучала public management, было бы логично продолжить профессиональный рост в этой области, получив степень магистра. Поэтому я подала на программу mba in public service. Это английская степень, эквивалентная американской Master of Public Administration. О том, что получила грант в Британском совете, я узнала, уже работая в MOM. (Кстати, и работу, и программу я нашла с помощью Интернета. И еще. При поступлении на МРА приветствуется участие в волонтерской деятельности или в проектах, связанных с выбранной специальностью. Поэтому существенным плюсом в моем резюме явилась переводческая деятельность в Вологодском фонде мира, которой я занималась в студенческие годы.)

    Англия по сравнению с Америкой консервативная страна. В Штатах возрастает самооценка, поскольку американцы уверены, что все зависит от тебя самого, и эта уверенность передается при общении. В Англии все снова встает на свои места: жители Альбиона очень сдержанны. Хотя мне понравилось в США, думаю, по мировоззрению русские ближе к англичанам, чем к американцам. Да и занятия во многом напоминают учебу в родных вузах: как и у нас, в английских университетах обширная лекционная часть обычно завершается семинаром. Другая особенность местного образования — необходимость много читать. (Американские студенты тоже читают немало, но у них практический подход к учебе, и домашние задания заключаются не в синтезировании изученного материала, а в их практическом применении.) А в самой программе «чиновничья наука» тесно переплеталась с бизнесом. Кроме того, мы ездили в Барселону на семидневный семинар в Европейском институте общественного администрирования. Окончив курс, я на некоторое время задержалась в стране, работая в нескольких местах free-lance, чтобы дождаться выпускного вечера — очень хотелось сфотографироваться в мантии. В это время я получила письмо из MOM с предложением вернуться к ним и, не долго думая, согласилась».