Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Русская версия сайта Английская версия сайта Китайская версия сайта Перейти на главную страницу

О нас Новости Программы обучения Online-обучение Работодателям        Поиск Войти
Новости
  • Наши новости
  • Публикации
  • Нормативные документы и приказы
  • О ВШГА МГУ
  • Миссия
  • Преимущества
  • Научно-исследовательская деятельность
  • Диссертационный совет МГУ.08.08
  • Международная деятельность
  • Попечительский совет
  • Студенческий совет
  • Администрация
  • Магистранты
  • Общежитие
  • Преподаватели
  • Учебная часть
  • Партнеры
  • Спонсоры
  • Ссылки
  • Контакты
  • ПОЗНАВ СОВЕРШЕНСТВО, не соглашайтесь на компромисс!




    ВШГА МГУ - это подготовка кадров среднего и высшего звена для органов государственной власти РФ, крупных государственно-частных корпораций и бизнес-структур.

    ВШГА МГУ - это обучение на основе лучшего опыта зарубежных школ публичной администрации и традиций российского образования.

    ВШГА МГУ - это интересное общение в дружном коллективе.

    Высшая школа государственного администрирования - факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, член Международной ассоциации школ и институтов администрирования (IASIA) и Европейской группы государственного администрирования (EGPA).




    15.09.08

    В России появится классный муниципальный чиновник

    Интервью с Председателем Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Степаном Михайловичем Киричуком.

    Автор: Мария Гутова.

    Степан Михайлович, на днях Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» (о введении классных чинов для муниципальных служащих). Известно, что Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления активно принимает участие в судьбе этого законопроекта. В чем состоит важность достигнутых успехов?

    До недавнего времени, пока новый закон о муниципальной службе не вступил в действие, субъекты федерации имели право самостоятельно принимать законы по установлению классных чинов муниципальной службы, с 1 июля 2007 года такого права они лишились. Совет Федерации считает сложившуюся ситуацию значительным пробелом в российском законодательстве, и через наш Комитет обратился в Государственную Думу о принятии такого законодательного акта. По нашему предложению около десятка субъектов федерации выступили с законодательной инициативой. Все законопроекты были схожи концептуально и отличались лишь степенью урегулированности введения системы классных чинов. Мы, например, считаем, что в законе должен быть прописан обязательный экзамен на установление классного чина. Важно предусмотреть, чтобы через три-пять лет муниципальный служащий имел право самостоятельно подать заявку на экзамен с последующим присвоением классного чина. Это будет стимулировать людей. Должна быть предусмотрена возможность присвоения внеочередного чина, как поощрения за хорошую работу. Муниципальный служащий после перехода на другую работу должен иметь право сохранить свой классный чин. Допустим, он перешел на государственную службу, и у него еще нет никакого государственного чина, но будет сохранена запись о том, что служащий является муниципальным советником такого-то класса. Мы считаем, что муниципальные чины должны быть взаимосвязаны с государственной системой классности. В связи с движением кадров между муниципальной и государственной службой квалифицированные специалисты не должны ущемляться в оплате труда и преференциях. Этот механизм является важным элементом в противодействии коррупции. Если человек работает достойно и добросовестно, он должен получить заслуженное поощрение за выслугу лет. Депутаты Государственной Думы положительно отнеслись к нашим дополнениям. Однако здесь важно учесть устройство России как федеративного государства, где региональная государственная власть имеет широкие полномочия. Субъекты федерации устанавливают для своих муниципальных образований территорию, порядок проведения выборов, и массу других критериев. Решено, что наши предложения будут рассматриваться как рекомендации, а законопроект будет носить общий характер, где право субъекта федерации будет расширено. Мы, как палата регионов, не в праве возражать против возможности субъекта Российской Федерации самостоятельно регулировать установление классных чинов для муниципальных служащих. Важно, что Государственная Дума тремястами девяносто четырьмя голосами уже поддержала в первом чтении это нововведение.

    В какой форме и в какие сроки будет вводиться классность?
    Это будет проходить не быстро. Законопроекту еще предстоит пройти два чтения в Госдуме, потом в Совете Федерации. Наверняка будут приняты некоторые поправки. Я думаю, что к поздней осени этот закон вступит в силу.

    Значит, дорабатывать закон будут уже в субъектах федерации?
    Каждый регион вправе учесть и разработать свои критерии и содержание экзаменов на классный чин. Принципиально, что классный чин, так же как и диплом, будет действовать одинаково на территории всех субъектов Российской Федерации, независимо от того, где он присвоен. Однако сдавать экзамен на более высокий чин муниципальный служащий будет обязан в регионе по месту работы.

    Что изменится для муниципального служащего с присвоением классного чина?
    Муниципальный чиновник, имеющий классность, приравнивается к особому специалисту. Прежде всего, появится надбавка к зарплате порядка 20% за классный чин, социальная защита при расторжении трудового договора. Я думаю, что предложенные условия должны стимулировать служащих сдавать экзамены на чин.

    Будет ли статусная разница между государственным и муниципальным чиновником?
    Мы считаем, что уровень зарплаты и статус муниципальных чиновников должен быть равноценен государственным служащим, по крайней мере, на региональном уровне.

    Как развивается реформа муниципальной службы в России? Какие регионы проявили себя более успешно?
    Сегодня уже не ведутся разговоры о необходимости сворачивания реформы местного самоуправления или продлении ее переходного периода. На сегодняшний день идет речь об обязательном вступлении в силу 131-го Федерального закона с 1 января 2009 года. В связи с этим издан Указ Президента, где определено порядка тридцати критериев оценки эффективности работы органов местного самоуправления. Со следующего года городские округа и муниципальные районы, а в последующем и другие муниципальные образования, будут предоставлять статистическую отчетность, опираясь на эти критерии. Главным условием формирования статистики будет ее публичное размещение в СМИ. Любой член муниципального сообщества должен знать оценку работы собственного муниципалитета. Через публичную оценку деятельности можно будет влиять на эффективность и состав депутатов муниципалитетов. Сегодня стало модно жаловаться на недостаток средств в муниципалитетах. Однако еще очень мало делается для того, чтобы муниципальные власти самостоятельно научились изыскивать эти средства. Очень мало создается рабочих мест, недостаточно привлекательны территории для инвестиций, нет стратегии развития. Ещё Президент Владимир Путин сформулировал стратегию развития России до 2020 года, где назвал абсолютно четкие и понятные критерии. Я знаю, что некоторые муниципалитеты уже приступили к обсуждению порядка разработки стратегий. Мне удалось поприсутствовать на двух таких конференциях в Тюмени и Екатеринбурге. В Екатеринбурге стратегический план развития города уже действует три года, о его реализации информируют население, есть критерии оценки. Уже невооруженным глазом заметно, как меняется Екатеринбург. Мне особенно приятно видеть эти изменения потому, что я учился в этом городе. Я приезжаю туда и вижу красивые фасады домов, многочисленные стройки, пока еще не все улицы ухожены, но уже заметны элементы европейского благоустройства. В Тюмени, хотя генеральный строительный план утвержден только в начале 2008 года, планы социально-экономического развития составляются уже больше пятнадцати лет. Население города сопричастно к работе муниципалитетов. Это нейтрализует огромное количество разговоров о нехватке средств.

    Не случится ли так что, переложив разрушенную систему жизнеобеспечения на муниципальные власти, государство отстранится от ответственности?
    К сожалению, вы говорите характерные вещи для сознания россиянина. По своей природе власть муниципальная и власть государственная различаются. Власть местного самоуправления призвана самостоятельно и под свою ответственность создавать условия для населения по решению вопросов местного значения. Государственная власть призвана устанавливать правила, порядки, вырабатывать стратегию развития страны. Так как человеческая жизнь коротка, а сознательная еще короче, то не всех интересует стратегическое направление развития страны. Для обывателя важнее наличие горячей воды и работающего лифта. Эти проблемы бросаются в глаза ежедневно, и создается впечатление, что власть не справляется. Включение населения в управление есть сверхсложная задача муниципальной власти. В Президентском Указе так же сказано, что оценка работы органов местного самоуправления должна осуществляться на основе социологических опросов. Тогда муниципалитеты и органы власти будут принимать эффективные решения. Многие муниципалитеты продолжают функционировать в исполкомовском режиме, когда вышестоящие руководители должны решить и спустить директиву. Отсюда постоянное ожидание денег из центра. Не в этом смысл местного самоуправления. Когда я управлял муниципалитетом города Тюмени, наш бюджет лежал на входе в администрацию города в полном объеме. И начальник финансового управления ежедневно вносила информацию, куда направлялись деньги. В Тюмени также существует много проблем, много ветхого жилья и изношенных коммуникаций. По сравнению с центральной Россией пятнадцать лет назад по уровню благоустройства Тюмень отставала в разы. Это сегодня в городе укладывается не железобетонный, а гранитный бордюр и не практикуется ямочный ремонт. Мы изжили это понятие, как коррупционный элемент.

    Значит, можно изжить ямочный ремонт из сознания муниципального чиновника?
    Уйти от нерациональной траты денег возможно, нужно умело и публично распоряжаться бюджетом. Нельзя отказывать журналистам в праве на информацию. Важно, не обижаться на критику, научиться держать удар мужественно, если ты избирался на эту должность. Главное, любить свою местность и людей, которые тебя избрали, чтобы отдать всё и ничего себе не взять!

    Реформа муниципалитетов, по вашему мнению, будет обкатываться в городах-миллионниках, а затем спускаться в малые города и сельские поселения?
    Города-миллионники всегда живут своей особой жизнью. В них концентрируется научный потенциал, всегда есть, кому подсказать и покритиковать. Они совершенно отличаются от менталитета и жизни городов двадцатитысячников и поселков. На мой взгляд, малые города России – это идеальная площадка для внедрения местного самоуправления. Там все друг друга знают, кто и как живет, у кого где дети учатся, куда ездят отдыхать. Глава муниципального образования должен стать самым уважаемым человеком, нравственным примером для людей. Это сравнимо со статусом учителя или директора школы в деревне. Жителей нужно убеждать избирать на должность главы муниципалитета не того, кто желает им стать, а того, кто желает и способен наладить их жизнь. Есть проблема, сильно мешающая развитию муниципалитетов. У нас не до конца проработана концепция формирования власти в поселениях и муниципальных районах. Мы разрешили 131-м Федеральным законом одинаково избирать органы власти как поселений, так и районов, куда входят эти поселения. Получается, что в одном поселении одновременно жители голосуют за местных и районных депутатов. В результате глава и депутаты района считают себя главнее местных депутатов, постоянно выясняют отношения и блокируют решения местных муниципалитетов. В некоторых поселениях местные депутаты сопротивляются такому положению вещей, а в других местах избранники приспособились и просто получают зарплату. Изначально предполагалось, что выборы будут проходить только в поселениях, а районные муниципалитеты должны формироваться из местных собраний. Допустим, пятнадцать депутатов из села Н… направят троих человек решать совместно с другими поселениями районные проблемы. К сожалению, в нашей системе этого не сложилось. Общественная палата и наш Комитет считаем это большим пробелом в законодательстве. Я думаю, нужно вносить изменения в закон. Ситуация, когда житель перестает понимать, какой из двух депутатов за что отвечает, ведет к стагнации. Ответственность должна быть персональной.

    А какие проблемы должны решаться в районе?
    Элементарно пустить маршрутный автобус через несколько поселений. Отправлять детей на отдых в один общий лагерь, чем каждому свой заводить. Депутаты должны совместно выбрать по конкурсу управляющего, который будет не командовать ими, как избранный глава, а отчитываться.

    В сравнении с зарубежным опытом, к чему приближена наша муниципальная реформа или мы возвращаемся к опыту царской России?
    Изучать нужно любой опыт, но применять его так, как выгодно конкретной территории. В рамках Российской Федерации очень сложно унифицировать законодательство по местному самоуправлению. На Кавказе оно одно, в Сибири другое, на Ямале третье, а еще есть Подмосковье, везде разные ситуации и менталитет. Я учился в немецкой академии менеджмента в Люнебурге и Целле. По началу все старательно записывал, мне казалось, что я вернусь и сделаю все точно по немецкой инструкции. Ничего не получилось. Для немцев основополагающий принцип – делать так, как хотят жители. Если сидеть в кабинете в красивом галстуке и воплощать стратегические планы центра без поправок на местные особенности, людям будет некомфортно жить в этом поселении. Очень характерный пример был в Новосибирском научном городке: они построили здание и подождали с благоустройством территории, пока люди не протоптали себе удобные тропинки, и лишь потом их замостили. У нас, в большинстве случаев, годами вытаптываются газоны там, где людям удобно сокращать расстояния и никто ради удобства не желает положить асфальт.

    Как должна взаимодействовать региональная власть с местным самоуправлением?
    На мой взгляд, губернаторы, органы государственной власти субъектов федерации должны помогать муниципалитетам встать на ноги, заработать репутацию в глазах населения. Это их прямое задание. В своем выступлении в телеэфире 23 октября 2007 года Владимир Путин прямо сказал, что местное самоуправление -- это стратегический партнер государства. Конкуренции между ними быть не может, должно быть только взаимодействие. Губернатор, который по телевидению или на совещании заявляет: «Вон там, в районе, всё завалили! Я туда приехал, а они ничего не делают!» -- на мой взгляд, не соответствует, занимаемой должности. Некоторые главы регионов предпочитают руководить покраской заборов. Да хватит всем работы! Пусть лучше займутся миграционной политикой, строительством, дорогами, сельским хозяйством. Дайте возможность муниципалитету реализоваться в глазах жителей. Тогда можно будет и население попросить крапиву вдоль оград выкосить.

    А как относиться к партийной принадлежности муниципальных чиновников?
    На сегодня я не вижу, что партийность и эффективность работы муниципального служащего очевидно связаны. Главное, быть профессионалом в управлении муниципальным хозяйством. Считается, что партия может положительно влиять на своего кандидата, и даже гипотетически нести ответственность за действия муниципального главы. Если бы в реальности это было так, то кто против?