Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Русская версия сайта Английская версия сайта Китайская версия сайта Перейти на главную страницу

О нас Новости Программы обучения Online-обучение Работодателям        Поиск Войти
Новости
  • Наши новости
  • Публикации
  • Нормативные документы и приказы
  • О ВШГА МГУ
  • Миссия
  • Преимущества
  • Научно-исследовательская деятельность
  • Диссертационный совет МГУ.08.08
  • Международная деятельность
  • Попечительский совет
  • Студенческий совет
  • Администрация
  • Магистранты
  • Общежитие
  • Преподаватели
  • Учебная часть
  • Партнеры
  • Спонсоры
  • Ссылки
  • Контакты
  • ПОЗНАВ СОВЕРШЕНСТВО, не соглашайтесь на компромисс!




    ВШГА МГУ - это подготовка кадров среднего и высшего звена для органов государственной власти РФ, крупных государственно-частных корпораций и бизнес-структур.

    ВШГА МГУ - это обучение на основе лучшего опыта зарубежных школ публичной администрации и традиций российского образования.

    ВШГА МГУ - это интересное общение в дружном коллективе.

    Высшая школа государственного администрирования - факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, член Международной ассоциации школ и институтов администрирования (IASIA) и Европейской группы государственного администрирования (EGPA).




    08.11.08

    Госуправленцы из МГУ

    19-21 сентября в одном из подмосковных пансионатов состоялась первая в практике юного факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Высшей школы государственного администрирования осенняя школа преподавателей, посвященная вопросам внедрения компетентстного подхода в практику подготовки магистров государственного администрирования.

    Цель работы осенней школы: определение ключевых компетенций и методов их формирования в процессе подготовки кадров для государственной службы, обмен опытом преподавания на специализированной магистерской программе «Государственное администрирование».

    Источник: газета "Вузовский вестник"

    Инициатива ВШГА МГУ в проведении осенней школы оказалась крайне востребованной, судя хотя бы по составу ее участников: сотрудники администрации Президента РФ, аппарата Правительства РФ, специалисты-практики министерств, агентств, органов государственной власти различных уровней, организаций, представители Национальной школы администрации Франции (ENA), профессорско-преподавательский состав и администрация ВШГА МГУ.

    Высшая школа государственного администрирования — юный, но активно развивающийся факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, на протяжении полутора лет ведущий подготовку госуправленцев качественно иного уровня. Важно, что за основу создания ВШГА была взята открытая Шарлем де Голлем после второй мировой войны французская Национальная школа администрации ENA, которая и является основным партнером ВШГА. Ее девиз: «Служить государству, а не власти». В настоящее время ВШГА МГУ обучает по программам «Государственное администрирование» (магистратура), «MBA — Связи с государственными органами (GR)», профессиональной переподготовки «Государственный и муниципальный менеджмент» и «Муниципальное управление», повышения квалификации «Государственный и муниципальный менеджмент» и «Муниципальная служба».

    Не секрет, что взаимодействие «вуз-работодатель» для большинства направлений подготовки специалистов остается нереализованным. Другими словами, преподавание не должно вестись ради преподавания. Иначе потребитель недоумевает качеством подготовки свежеиспеченных дипломированных специалистов, а вузы не могут добиться конкретизации умений, навыков, которыми, по мнению современного работодателя, должны обладать их выпускники. Вот вам и усугубление кадрового голода. Одно дело, когда «голодает», скажем, металлургическая отрасль и несколько иное, когда к управлению государством приходят не обладающие должными компетенциями специалисты. Во втором случае той же металлургии или машиностроению нашей страны сможет помочь только чудо.

    Вопросов в реализации эффективной системы подготовки госуправленцев больше, чем ответов. Тем не менее, первый опыт ВШГА МГУ в проведении осенней школы преподавателей 19-21 сентября оказался весьма положительным. Во-первых, лицом к лицу встретились те, кто участвует в подготовке госслужащих, с их «потребителями». Во-вторых, был намечен дальнейший вектор проработки проблемы подготовки магистров государственного администрирования: необходимость внедрения новых курсов, дисциплин, обеспечение определенной доли ответственности при прохождении учащимися стажировок, наряду с сохранением фундаментальности увеличение масштабов использования активных форм и методов обучения (кейсы, деловые и ролевые игры, управленческие практикумы, тренинги, пресс-конференции и т.д.)

    Итак, все по порядку.
    — Главная миссия осенней школы заключается в обеспечении контакта между преподавателями, участвующими в подготовке госуправленцев, и «потребителями» госслужащих, — пояснил директор ВШГА МГУ академик Валерий Макаров.

    Работа осенней школы преподавателей сконцентрировалась на определении ключевых компетенций и методов их формирования в процессе подготовки кадров для государственной службы. Согласно классическому определению, компетенция — это интегральное качество, сочетающее в себе знания, навыки и установки человека, описанное в терминах наблюдаемого поведения.

    Так уж исторически сложилось, что отечественная система образования работала над знаниями, в меньшей степени над навыками учащихся, а установки и вовсе оставались в стороне.

    — По умолчанию предполагалось, что установки и убеждения учащихся будут автоматически меняться в соответствии с полученным образованием, — резонно отметила преподаватель ВШГА, бизнес-консультант Евгения Тополова. — Часто именно наличие установок и убеждений, не соответствующих выполняемой деятельности, занимаемой должности мешает, в том числе усвоению, дальнейшему использованию новых знаний и навыков.

    Правило, «чтобы в это поверить, я должен это увидеть» сегодня актуально в иной интерпретации: «Чтобы это увидеть, я должен в это поверить». Вера верой, а без конкретных действий даже чайник не вскипит.

    На обучении через осуществление действий (learning by doing) настаивал Валерий Макаров:
    — Практически половину времени обучения в ВШГА занимает стажировка. Важно, чтобы проходящие ее в органах власти различного уровня, находились на ответственном положении: напортачат — пусть несут ответственность.

    Компетентностный подход в подготовке госслужащих упирается в определение четырех-пяти центральных компетенций, которыми должен обладать человек, занимающий конкретную должность. К тому же понятия менеджмент и администрирование зачастую отождествляются, что не совсем корректно. В учебном пособии «Государственное управление и администрирование в экономике и социальной сфере», в частности проведена попытка разделить понятия управление, менеджмент, администрирование, которые в основе своей являются пересекающимися, неразделимыми. Автором учебного пособия, изданного под грифом ВШГА МГУ и презентованного в рамках работы осенней школы 19-21 сентября, является главный специалист Института макроэкономики при Министерстве экономического развития РФ, преподаватель ВШГА Борис Райзберг. Помимо сущности и содержания, методов и механизмов, институтов и инструментов госуправления и администрирования в учебном пособии приводятся практические задания по тематике госадминистративного управления экономическими и социальными проблемами. Необходимо понимать, что государственное администрирование относится главным образом к исполнительным органам госвласти. Не секрет, что многочисленные госрешения принимают не руководители различных структур, а тот, кто их разрабатывал.

    — Президент, премьеры подписывают тысячи приказов, конечно, не всегда их читая, — пояснил Борис Райзберг. — Государственные администраторы должны быть аналитиками.

    Соответственно наши «аналитики» должны быть подготовлены не на основе современных учебников по экономике, большинство из которых скопированы с западных, главным образом, с американских. России далеко до либеральной экономики США, поэтому не стоит пытаться переносить западные решения на российскую действительность.

    Тогда встает вопрос, какие дисциплины, курсы должны читаться будущим госуправленцам?

    — Целевое планирование и управление, — перечислял Борис Райзберг, — принятие управленческих решений на высшем уровне, социально-экономические показатели, используемые в управлении.

    Что касается целевого планирования и управления ни учебника, ни учебного пособия по нему пока не существует. Открыт вопрос и о социально-экономических показателях. Россияне ежедневно слышат о необходимости решения проблемы бедности, неравенства и т.д., а конкретные показатели не раскрываются (если они в принципе существуют). Зато удвоение ВВП в последние годы стало чуть ли не первостепенной государственной задачей. Оценить же это «всемогущее» ВВП можно с точностью порядка 20%, а если в стране есть теневая экономика, то точность снижается до 30%.

    Каким образом обеспечить будущих госслужащих знаниями, навыками, востребованными не только сегодня и завтра?
    — Практикоориентированное образование при «сильном ветре» быстро становится не актуальным, — уверена директор Центра стратегических инноваций, профессор факультета государственного управления МГУ Ольга Молчанова. — А фундаментальные знания — основа положительного результата на многие годы. То же прохождение практик, стажировок позволяет узнать о сегодняшнем дне. Фундаментальные знания дают возможность эффективно работать и завтра, и послезавтра.

    Прочный фундамент, бесспорно, важен не только в области образовательной подготовки. А вот знакомство, и желательно не в теории, с зарубежным опытом, аспектами функционирования управленческих аппаратов разных стран существенно повышает качество работы любого госслужащего.

    — Учась в ENA, — вспоминает директор по работе с государственными и общественными организациями Ассоциации Менеджеров Вячеслав Евсеев, — мы обучались с представителями самых разных стран, культур. Обмен опытом крайне важен. А в российской высшей школе, к сожалению, пока что не налажен международный обмен. Да и уровень узнаваемости наших дипломов за рубежом остается настоящей проблемой.

    Кстати, в ENA, являющейся главным партнером ВШГА МГУ, слушателей практически сразу после начала обучения направляют на практику, где оценивают в первую очередь личностные качества потенциальных госслужащих (умение входить в коллектив, сотрудничать и т.п.) При получении отрицательного отзыва слушателя из ENA попросту отчисляют. Действительно, зачем обучать человека, если он не будет способен на должном уровне работать. Согласитесь, уровень труда человека (тем более на поприще служения государству) обладает прямой корреляцией с его личностными качествами.

    Интересно, что, учась в ENA, человек автоматически становится чиновником, получая соответствующею зарплату (порядка 1600 евро в месяц).

    — Цель работы ENA — не вручение диплома, а доступ в органы госвласти различного уровня, — поделился директор по международному сотрудничеству ENA Филипп Бастелика.

    Реализация компетентностного подхода в подготовке госуправленцев зависит, по сути, от двух аспектов: ресурсов, позволяющих сформировать обратную связь, и гибкой модульной системы образования.

    — Управление — это искусство, которому, грубо говоря, научить невозможно, — уверен гендиректор Института социально-экономического и инвестиционного проектирования, Советник Председателя Совета Федерации Леонид Барон. — Образование должно быть сосредоточено на идентификации личностных качеств, горизонтальном географическом опыте, на историческом ракурсе, чтобы не происходило изобретение велосипеда.

    Что ж, профессионал от дилетанта действительно отличается не только набором знаний, но и взглядом на решение конкретной задачи. Если знания можно почерпнуть в книгах, то формирование или изменение подхода к решению проблем человеком — миссия преподавателей.

    А к списку миссий нашей страны совсем недавно добавилась благородная по замыслу цель формирования общероссийского резерва эффективных управленческих кадров. Еще первого августа Президент России Д.А. Медведев дал поручение Правительству РФ и Администрации Президента РФ обеспечить «выработку методик отбора, подготовки, переподготовки и выдвижения участников Программы формирования резерва управленческих кадров». Среди порядка тысячи человек, которые по замыслу войдут в резерв, будут и лучшие студенты, и молодые специалисты, государственные и муниципальные служащие, работники негосударственного сектора. Сегодня над программой формирования резерва управленческих кадров трудятся специально созданные рабочие группы.

    Одним из «поставщиков» кадров в госрезерв, судя по всему, станем ВШГА МГУ. Как отметил начальник департамента Управления Президента РФ по вопросам государственной службы Александр Лаптев в рамках осенней школы 19-21 сентября:
    — Перечень учебных заведений, где будут проходить обучение представители госрезерва, находится в стадии разработки. Если формирование резерва пройдет на должном уровне, то, думаю, как следствие будут происходить существенные изменения в системе российского высшего образования в целом.

    Не обошел внимание участников осенней школы вопрос о том, кто же кто же конкретно должен служить государству (читайте — народу).
    — На госслужбу должны приниматься те, кто уже прошел муниципальную службу, — считает первый вице-президент Академии социальных технологий и местного самоуправления России Владимир Патрушев.

    Однако на муниципальную службу, в частности из-за малой заработной платы, идут единицы. Вероятно, стоит как и прежде отправлять по распределению специалистов, скажем, на село на несколько лет, обеспечив все необходимые и достаточные условия.

    Работа осенней школы преподавателей лишний раз показала, что формула эффективного госуправленца проста лишь на бумаге (управленческая компетенция + личностные качества учащихся). Чтобы ее претворить в жизнь как можно скорее ВШГА МГУ планирует сделать школу преподавателей традиционной и проводить два раза в год: осенью и весной. К тому же, как поделился первый заместитель директора ВШГА В.Л. Еремин, в состав участников школы преподавателей важно в будущем включить слушателей ВШГА. Кстати, слушатели Школы, по словам вице-президента Ассоциации строителей России С.А. Баева, «действительно верят, что в России госуправление может быть эффективным».

    Автор: Надежда ПУПЫШЕВА.