Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Русская версия сайта Английская версия сайта Китайская версия сайта Перейти на главную страницу

О нас Новости Программы обучения Online-обучение Работодателям        Поиск Войти
Новости
  • Наши новости
  • Публикации
  • Нормативные документы и приказы
  • О ВШГА МГУ
  • Миссия
  • Преимущества
  • Научно-исследовательская деятельность
  • Диссертационный совет МГУ.08.08
  • Международная деятельность
  • Дополнительное образование
  • Попечительский совет
  • Студенческий совет
  • Администрация
  • Магистранты
  • Преподаватели
  • Партнеры
  • Спонсоры
  • Ссылки
  • Контакты
  • ПОЗНАВ СОВЕРШЕНСТВО, не соглашайтесь на компромисс!




    ВШГА МГУ - это подготовка кадров среднего и высшего звена для органов государственной власти РФ, крупных государственно-частных корпораций и бизнес-структур.

    ВШГА МГУ - это обучение на основе лучшего опыта зарубежных школ публичной администрации и традиций российского образования.

    ВШГА МГУ - это интересное общение в дружном коллективе.

    Высшая школа государственного администрирования - факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, член Международной ассоциации школ и институтов администрирования (IASIA) и Европейской группы государственного администрирования (EGPA).




    10.11.11

    ОРВ — это возможность выиграть 20—25% ВВП

    Скотт Джейкобс, управляющий директор Jacobs and Associates Inc, куратор вопросов ОРВ в администрациях Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего, выступил на семинаре "Теория и практика оценки регулирующего воздействия" в Высшей школе государственного администрирования МГУ имени М.В. Ломоносова (17-21 октября 2011г.)

    Источник: газета "РБК daily"

    Институт оценки регулирующего воздействия (ОРВ) существует уже более чем в 60 странах мира. Порядка 70% мирового ВВП в той или иной степени зарабатывается по­средством применения тех или иных практик ОРВ. При грамотном применении ОРВ Россия может снизить затраты на госрегулирование на 20—25% ВПП.

    В США практика ОРВ была принята в 1981 году при президенте Рональде Рейгане. Тогда я работал в Белом доме, как раз занимаясь созданием этого института. И могу сейчас с уверенностью сказать, что те вызовы, с которыми сталкивалась Россия при принятии ОРВ, подобны тем, при которых Рейган решил применить эту практику.

    Прежде всего это частный сектор, который должен иметь возможность конкурировать на международной арене, но при этом с меньшими затратами, чтобы стимулировать инновации. Далее госсектор, который не в состоянии выработать нормы регулирования в рамках рыночной экономики. И конечно же, качество госрегулирования и госуслуг. Госрегулирование является одной из госуслуг, поэтому необходимо, чтобы оно соответствовало определенным стандартам — именно эти стандарты и требует ОРВ.

    Поэтому когда мы говорим о регулировании, мы имеем в виду всю правовую среду, начиная с Конституции России и заканчивая микроподзаконными актами, которые принимаются на уровне городов и деревень. Это регулирование имеет определенную себестоимость, однако никто ее пока не определял и никто не в состоянии сказать, сколько россияне платят за то, чтобы устанавливать и соблюдать эти правила.

    Но если считать, что Россия подобна прочим странам, то эти затраты можно оценить примерно в 20—25% ВВП. Если удастся снизить себестоимость государ­ственных услуг для России, то российская экономика получит сильный толчок: россияне получат возможность лучше и более качественно работать и создавать новые рабочие места.

    Насколько реально снизить себестоимость? Потенциал для сокращения затрат очень значителен. Сейчас качество госрегулирования в России находится на очень низком уровне. Поэтому есть все возможности улучшить соотношение качества госрегулирования и тех выгод, которые можно получить от внедрения ОРВ.

    Во Вьетнаме нам удалось развить тему госрегулирования — это позволило снизить затраты на сумму, примерно равную 1% ВВП. И это всего за два года работы! Существуют громадные возможности для того, чтобы выискать новые пути повышения эффективности. Вице-президент Всемирного банка как-то заметил, что инвестиции в эту сферу дают гораздо большую отдачу, нежели инвестиции в здравоохранение, образование и инфраструктуру.

    В США было проведено исследование, которое показало, что 1 долл., затраченный на ОРВ, сокращает затраты для бизнеса на госрегулирование на 1 тыс. долл. И практика показывает, что если государство сумеет установить какие-то меры контроля и оценки качества на самом раннем, проектном этапе создания регулирующих документов, то выгода окажется огромной. Это и есть цель ОРВ.

    В принципе механизмы ОРВ одинаковы и характеры для любой страны. Когда мы говорим о том, что администрация Рейгана или правительство коммунистического Вьетнама решают принять ОРВ, мы видим, что проблемы, с которыми сталкиваются правительства, в целом имеют много общего.

    Но нужно помнить, что всегда есть риск того, что ОРВ может превратиться в чисто номинальные упражнения из-за некачест­венного госуправления или нестабильной политической обстановки. ОРВ — это инструмент, который может использоваться как во благо, так и во вред. Его можно сравнить с бюджетированием: сам по себе процесс бюджетирования не гарантирует того, что правительство будет принимать правильное решение. Бюджетирование лишь инструмент, который помогает оценить правильность решения. Даже если бюджет не срабатывает, все равно трудно оценить, насколько правительство вылезло за рамки бюджета. Такой же риск сейчас поджидает и Россию.

    ОРВ можно сравнить с неким скелетом для той огромной системы, которая называется государственным регулированием. Некоторые отдельные страны используют эту систему хорошо, а некоторые отдельные министры плохо. И от такого человеческого фактора никуда не деться. Но все больше и больше система ОРВ становится обычной практикой в работе правительства. Та информация, которая поступает от ОРВ, меняет образ мысли тех людей, которые входят в правительство. Не забывайте, что одна из задач ОРВ — показать руководителям последствия их решений. И если видно, что последствия будут плохими, вряд ли человек пойдет на них сознательно. Конечно, даже при наличии ОРВ правительство будет продолжать принимать плохие решения, но их доля в общем объеме решений будет снижаться.

    За год Россия сделала огромный шаг вперед. В стране хотя бы задумались над этой проблемой. Поэтому можно сказать, что вы перешли от скорости 0 миль до скорости 60 миль за один только год, даже несмотря на то что министерства и ведомства страшно сопротивлялись новой системе замера качества их работы.

    Скотт Джейкобс — международный эксперт в области оценки влияния государственного регулирования на развитие экономики и бизнеса. В течение нескольких лет г-н Джейкобс курировал вопросы анализа регуляторного воздействия в администрациях Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего. С 2001 года является управляющим директором ведущей международной консалтинговой компании Jacobs and Associates Inc, где возглавляет направление по разработке и внедрению программ оценки регуляторного воздействия.