Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Русская версия сайта Французкая версия сайта Английская версия сайта Китайская версия сайта Перейти на главную страницу

О нас Новости Программы обучения Online-обучение Работодателям        Поиск Войти
Новости
  • Наши новости
  • Публикации
  • Нормативные документы и приказы
  • О ВШГА МГУ
  • Миссия
  • Преимущества
  • Научно-исследовательская деятельность
  • Научный календарь МГУ
  • Международная деятельность
  • Дополнительное образование
  • Попечительский совет
  • Студенческий совет
  • Администрация
  • Магистранты
  • Преподаватели
  • Партнеры
  • Спонсоры
  • Ссылки
  • Контакты
  • ПОЗНАВ СОВЕРШЕНСТВО, не соглашайтесь на компромисс!




    ВШГА МГУ - это подготовка кадров среднего и высшего звена для органов государственной власти РФ, крупных государственно-частных корпораций и бизнес-структур.

    ВШГА МГУ - это обучение на основе лучшего опыта зарубежных школ публичной администрации и традиций российского образования.

    ВШГА МГУ - это интересное общение в дружном коллективе.

    Высшая школа государственного администрирования - факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, член Международной ассоциации школ и институтов администрирования (IASIA) и Европейской группы государственного администрирования (EGPA).




    18.10.15

    Оптимизация взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти: информационно-коммуникационный аспект.

    Оптимизация взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти: информационно-коммуникационный аспект

    Оптимизация взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти: информационно-коммуникационный аспект

    Ефремова Алеся Андреевна

    Магистрант 2 курса

    Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, 
    Высшая школа государственного администрирования, Москва, Россия
    E–mail:
    alesya-efremova@yandex.ru

     

    Проблема взаимодействия бизнеса и государственной власти не первое десятилетие вызывает интерес в научных кругах. Но в настоящее время данный вопрос наиболее остро стоит в силу ряда факторов, связанных с экономической и политической ситуацией в стране.

    В современных развитых государствах взаимодействие органов государственной власти и бизнеса обеспечивается путем использования инструментов коммуникации и выстраивания механизмов обратной связи. Роль коммуникационных отношений в системе государственного управления возрастает, а сама коммуникационная составляющая изменяется и постоянно усложняется[5].

    Система взаимодействия государства и бизнеса в разных странах функционирует по-разному. Эти различия порождаются такими факторами, как исторически сложившийся характер отношений между обществом и государством, традиции разрешения деловых конфликтов, преобладающие типы экономического поведения населения, уровни политической культуры, распределение ресурсов между различными институтами.

    В настоящее время существует две основные принципиально отличные друг от друга модели взаимодействия бизнеса и государства: плюралистическая (Даль, Линдблюм) и неокорпоративистская  (Шмиттер).

    Плюралистическая модель исходит из того, что части общественной системы находятся в координационной зависимости, а значит, исключается доминантная роль какой-то одной части целостной системы. Для плюралистической модели характерна деятельность государства в интересах всего капиталистического класса. Благодаря фактической равноудаленности от основных финансово-экономических групп государство может действовать в интересах системы в целом, обеспечивая ее стабильность, возможность пребывать в относительном равновесии. Если система отклоняется от равновесия и попадает в кризисную полосу, государство корректирует возникающие перекосы, даже если это противоречит интересам отдельных групп монополистической элиты и возвращает экономику в область относительной стабильности. Плюралистическая модель взаимодействия бизнеса и государства базируется на англо-американской традиции[1].

    В плюралистической системе частный бизнес, наряду с государством является равным участником политического процесса. Большая часть взаимоотношений бизнеса и государства принимает форму сделок между частным бизнесом и властью в лице политиков и чиновников. Бизнес-ассоциации обладают небольшой или не обладают никакой властью совершать какие-либо действия, которые ограничивают их членов [7].

    В неокорпоративистской модели взаимодействия власти и бизнеса значение отдельных корпораций снижено, что, в свою очередь, повышает значение ассоциаций.

    В ФРГ, Австрии и Нидерландах представлена неокорпоративная модель взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти, в которой организации работодателей являются частью системы институционализированного взаимодействия с правительством и профсоюзами. Высокий уровень централизации представительства групповых интересов позволяет головным ассоциациям выступать в роли главных посредников во взаимодействии бизнеса и власти[4].

    В чистом виде ни одна из этих моделей не существует, но они являются базовыми для формирования модели для каждой конкретной страны.

    В настоящее время в  России формируется своя корпоративистская модель взаимодействия государственной власти и бизнеса. Одним из основных механизмов взаимодействия бизнеса и органов государственной власти в России выступают бизнес-объединения, к которым можно отнести отраслевые союзы и ассоциации. Их место и роль в общественно-политической и социально-экономической жизни России постоянно растет.

    В России наблюдаются неблагоприятные условия развития бизнеса. В рейтинге  глобальной конкурентоспособности 2015–2016 Россия поднялась с 53 до 45 места[6]. Ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию, неэффективность государственного аппарата, высокие налоговые ставки. Все эти факторы способствуют неэффективному распределению ресурсов страны и препятствуют росту конкурентоспособности.

    Данный факт стимулирует стремление предпринимателей к объединению для совместной защиты в органах государственной власти своих прав и законных интересов. Союзы и ассоциации являются ключевым звеном в коммуникационной цепочке бизнеса и власти.

    Государство все больше делегируют свои функции по регулированию развития отраслей непосредственно самому бизнесу. Отраслевой бизнес принимает на себя обязательства по выполнению этих функций по мере готовности их осуществлять. В связи с этим у отдельных отраслевых союзов (которых более 70), перечень функций различается, несмотря на то, что они создаются на основе единой правовой базы.

    В российской практике последних лет одним из удачных примеров поддержки работающих бизнес-ассоциаций можно считать опыт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Руководство данного министерства пошло на фиксацию в базовом для себя законе «О развитии сельского хозяйства» права аграрных союзов на участие в выработке государственной политики в отрасли. Руководство Минсельхоза систематически приглашает представителей отраслевых ассоциаций на заседания коллегии, использует их аналитические материалы в документах министерства, согласовывает с ними позицию перед ключевыми совещаниями в правительстве[2].

    Ярким примером является птицеводческая отрасль, где огромная роль принадлежит некоммерческой организации «Российский птицеводческий союз» (Росптицесоюз). Создание Союза было обусловлено необходимостью обеспечения условий более эффективного функционирования птицеводческих хозяйств России, координации их деятельности и защиты экономических интересов отрасли, а также для представления и защиты прав экономических и других интересов членов и ассоциированных членов Союза в министерствах, ведомствах, учреждениях, организациях и судах всех уровней[8].

    Коммуникативное взаимодействие Союза и органов власти предполагает целенаправленные действия по регулированию спонтанных и осознанных процессов в отрасли, реализации конкретных региональных и государственных программ и практических повседневных задач развития отрасли.

    Расширение и активизация конструктивного диалога бизнеса и власти – ключевое направление деятельности Росптицесоюза.

    Предметом деятельности Союза является:

    - взаимодействие с федеральными органами законодательной и исполнительной власти в части подготовки проектов законодательных и нормативных актов, направленных на защиту продовольственной безопасности страны, развитие внутреннего продовольственного рынка;

    - проведение постоянного мониторинга экономических условий деятельности отрасли, качества предоставленной на внутреннем рынке продукции и ознакомление с их результатами органов государственной власти и населения России и другие направления деятельности;

    - участие в разработке и реализации программ стабилизации и развития птицеводства в Российской Федерации, повышения конкурентоспособности отечественной птицеводческой продукции, в том числе, путем внедрения на предприятиях интенсивных ресурсосберегающих технологий и научно-технических достижений, а также систем качества, гарантирующих ее высокие потребительские свойства;

    - разработка и осуществление мероприятий по привлечению инвестиций (в т.ч. зарубежных) в предприятия отрасли и других смежных с ней отраслей;

    - участие в разработке и принятии других государственных проектов, направленных на повышение эффективности отрасли, осуществление контроля за своевременным поступлением предусмотренных бюджетом и распорядительными актами исполнительной власти бюджетных средств;

    - ведение отраслевой статистики по состоянию и перспективам развития отрасли и формированию внутреннего и мирового рынков;

    - обобщение и распространение на предприятиях отрасли последних достижений науки и передовой практики в области производства, переработки и реализации птицеводческой продукции, включая содействие внедрению в производство высокоэффективных технологических процессов по кормлению и содержанию птицы;

    - содействие созданию в отрасли вертикально-интегрированных структур;

    - организация и участие на всех стадиях разработки специальных технических регламентов, национальных стандартов и стандартов предприятий на птицеводческую продукцию. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам стандартизации, сертификации, внедрения систем менеджмента качества производства продукции птицеводства;

    - участие в разработке и рассмотрении технологических, ветеринарных, санитарных, экологических и иных норм и нормативов, регламентирующих различные стороны деятельности отрасли, а также способов их соблюдения;

    - участие в формировании государственной системы контроля над соблюдением санитарных, ветеринарных и качественных норм для птицеводческой продукции, реализуемой на российском рынке, независимо от страны происхождения;

    - обеспечение членов и ассоциированных членов Союза информационными и другими материалами по развитию птицеводства в Российской Федерации и зарубежных странах, внедрению новых технологий и другое.

    За период с начала создания Росптицесоюза (15 мая 2001 г.) и по настоящее время в члены Российского птицеводческого союза были приняты 364 предприятий-организаций – это племенные и товарные птицеводческие хозяйства, производители средств производства (кормов, оборудования, ветпрепаратов) для птицеводства, организации снабжения ресурсами, кредитно-финансовые учреждения, научно-исследовательские учреждения. Ассоциированными членами Росптицесоюза были приняты 44 организаций и представителей иностранных фирм, чья деятельность связана с развитием птицеводства в Российской Федерации.

    Таким образом, сформирован единый птицеводческий комплекс с участием всех звеньев, влияющих на состояние его развития.

    Только союз, как наиболее демократичная структура, отражает консолидированный взгляд на проблему большинства предприятий определенного сектора экономики.

    Каждый из отраслевых союзов в сельском хозяйстве  вступает в партнерские отношения с государством. Так, в 2008 г. структурными подразделениями Минсельхоза России на постоянной основе осуществлялось взаимодействие с 41 отраслевым союзом (ассоциацией), с которыми заключены соглашения о взаимодействии по реализации Государственной программы, в 2009 г. их число возросло до 45, в 2012 г. – до 56. В этих соглашениях отраслевым союзам передается часть функций по государственному регулированию. Росптицесоюз заключил соглашение с Минсельхозом один из первых – в 2008 году, сроком на 5 лет, то есть на период реализации Госпрограммы.

    Предмет Соглашения Минсельхоза России с Росптицесоюзом стало осуществление мероприятий по участию союза в формировании государственной аграрной политики, согласованию общественно значимых интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и созданию условий для нормативного обеспечения производства качественной, безопасной для жизни населения, конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.

    Диалог Минсельхоза с Росптицесоюзом способствовал снижению рисков и неопределенности в этом птицеводческой отрасли, позволял министерству при помощи Союза наладить координацию между предприятиями в отраслевой цепочке создания стоимости, а также привел к выработке эффективных механизмов реализации государственной аграрной политики, включая введение системы государственных интервенций, продуманную политику таможенных тарифов и другие меры, а также обеспечивал согласованность государственных программ с планами развития крупных компаний.

    Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» предусматривает принятие государственной программы развития сельского хозяйства, а 16-я статья этого документа предполагает выстраивания новых отношений с отраслевыми союзами и ассоциациями, которые необходимы для такой программы. Предусматривается согласовывать с отраслевыми союзами такие вопросы, как субсидирование того или иного направления приоритетного национального проекта.

    В соответствии с принимаемыми мерами федеральными органами и органами исполнительной власти по развитию агропромышленного комплекса с участием Росптицесоюза отечественными товаропроизводителями были приняты все меры по наращиванию объемов производства за счет инвестиций в реконструкцию предприятий и внедрения современных технологий, в том числе с активным участием частного капитала.

    С каждым годом становится все более масштабной самостоятельная активность Союза в организации дискуссий по широкому кругу вопросов. Проведение самостоятельных мероприятий – семинаров, конференций, круглых столов, форумов – является неотъемлемой частью его деятельности. Еще одной значимой формой активности Союза является стратегическая экспертиза проводимой политики, то есть фактически обратная связь бизнес-сообщества на те или иные инициативы.

    Принимаемые за последние годы с участием «Росптицесоюза» решения Правительства, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации направленные на повышение финансовой устойчивости предприятий, стали важнейшим инструментом, обеспечивающим стабильное наращивание производства птицеводческой продукции и быстрое эффективное развитие птицеводства России.

    Государство обеспечивает правовую базу и формирует необходимую инфраструктуру. Предприниматели, объединяясь в союзы, самостоятельно разрабатывают нормы и правила своего сотрудничества на основе действующего законодательства.

    Несмотря на позитивные в целом итоги деятельности, существующая в России система бизнес-объединений все еще находится на стадии становления и пока не может в полной мере претендовать на роль полноценного выразителя интересов отечественного предпринимательства[3].

    В настоящее время определяющими факторами при формировании взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти должны стать: закрепленные на уровне логики взаимной договоренности цели взаимодействия; готовность к сотрудничеству в реализации этих целей; открытый диалог сторон; общий интерес; равенство партнеров и взаимное доверие; использование правовых механизмов, прозрачных процедур сотрудничества, публичных институтов и площадок – экспертных и консультативных.

    Анализ возможного взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти через отраслевые союзы позволит добиться ускорения экономического роста. Реальное участие бизнес-объединений в подготовке и принятии решений, значимых для управления, предполагает полную информированность бизнеса уже на ранних стадиях разработки региональных, государственных программ. Постоянное информационное взаимодействие органов власти и бизнес-объединений является необходимым компонентом в реализации политики в любой сфере. При разработке и реализации своей политики органы власти должны иметь обратную связь – получать информацию от бизнеса об их предпочтениях, потребностях, проблемах.

     

    Источники и литература

     

    1.Большаков С.Н., Большакова Ю.М., Михальченкова Н. А., Ткачев С.А. О проблеме взаимодействия современного российского бизнеса и государства: общее и частное // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2014. № 2. С. 1 – 14.

    2. Зудин А.Ю., Яковлев А.А., Голикова В.В. Бизнес-ассоциации и их роль в процессах модернизации в России // Общественные науки и современность.2011. № 3. С. 1-7.

    3. Кисель К.Ю. Современные модели взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти: Дис. … к.полит.н. М.: ГУ-ВШЭ. 2013. С. 104 - 131.

    4. Шмиттер Ф. Неокорпоратизм // Политические исследования. №2. 1997. С.15-16.

    5. Шохин А.Н. Бизнес и власть в России. Теория и практика взаимодействия / под ред. проф. А.Н. Шохина. М.: Изд. Дом Вышей школы экономики. 2011.

    6. The Global Competitiveness Report 2015 – 2016

    7. Wilson Graham K. Business and Politics (A Comparative Introduction. Third Edition). PALGRAVE MACMILLAN. 2004.

    8. www.rps.ru (НКО «Российский птицеводческий союз»)