11 сентября 2017 года, на факультете Высшей школы государственного администрирования состоялась лекция профессора МГУ, доктора экономических наук Лапидуса Бориса Моисеевича «Транспортная бизнес-экосистема. Вызовы времени».
Борис Лапидус – доктор экономических наук, профессор, старший советник президента ОАО «РЖД», председатель Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», председатель Международного совета по железнодорожным исследованиям (IRRB). Заслуженный экономист РФ.
Спикер с самого начала своего выступления отметил важность актуализации работы транспортной системы России в условиях нынешней социально-экономической конъюнктуры. Прежде всего, обозначил профессор, для построения структурной бизнес-экосистемы необходимо точное соблюдение всех четырех признаков, присущих подобным проектам, а именно: целостность, устойчивость, способность к саморазвитию и открытость.
Позже Борис Моисеевич рассказал о цифровой платформе как о неотъемлемой детали построения цифровой экономики в транспортной сфере, наступлении четвертой промышленной революции в первой половине двадцать первого столетия и взаимодействии продуктов технологического прогресса с производственным сектором страны. Уже сейчас, выделяет старший советник президента «РЖД», внедряются лучшие мировые технологии на заводы, прокатные станы для корректировки работы оборудования. Важным элементом индустрии 4.0 названа транспортная сфера за высокую степень специфики: требование широкой индустриальной базы делает такую сферу деятельности основой для фундаментальных структурных изменений.
Главным образом внимание было заострено на связи транспорта с обществом, главная задача железных дорог – экономический рост государства и повышение благосостояние общества. Борис Моисеевич привел в пример строительство транссибирской магистрали, которая создала России новый экономический образ и поспособствовала строительству инфраструктуры дальнего востока, а также опыт итальянских коллег, которые, организовав посредством железных дорог транспортную доступность столицы для провинции, увеличили спрос на образование и квалифицированную рабочую силу.
Была рассмотрена инвестиционная политика в отношении сферы транспорта. Важность инвестиций раскрывается в перспективном развитии технологий, где самый важный доход – не чистая прибыль по итогам работы компаний в данной отрасли, а развитие производства. В данном аспекте делается акцент также на высокую конкурентную борьбу на данном рынке, так как в иных способах транспортировки компании эксплуатируют уже достаточно инновационные методы и технологии.
В заключительной части лекции Борис Моисеевич Лапидус рассказал о перспективах отрасли и подробно описал научную основу будущего железнодорожного транспорта. Вакуумно-левитационные транспортные системы смогут позволить передвигаться потребителю со скоростью 1000 километров в час, а сам пассажир будет чувствовать себя как в обычном скоростном поезде. Идея вакуумного поезда принадлежит российскому физику, Борису Петровичу Вейнбергу. Экспериментальная модель была создана в 1913 году, но в то время не было достаточной научно-технической базы для реализации проекта.
По итогам лекции Борисом Моисеевичем были вручены призы за лучшие вопросы аудитории. Три монографии Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», содержащие в себе статьи о перспективных направлениях развития транспорта получили студенты ВШГА Елена Кузьмина, Христофор Сергиенко и Вадим Алексеев.
Лекция привнесла много новой и интересной информации в знания слушателей, которая в ходе размышлений может принести новые плоды для нашей науки и государства.