Лидеры ведущих стран мира осознают необходимость быстрого и совместного ответа на текущий мировой экономических кризис. Важно отметить, что в то время как развитые страны демонстрируют огромное замедление темпов роста, страны с возникающим рынком все еще ожидают достижения темпов роста ВВП в среднем на 2,5-3%. Глобальный Формирующийся Рынок (ГФР) может стать локомотивом развития мирового рыночного пространства.
Автор: Владимир Квинт(перевод статьи с английского сделан к.э.н. М.К. Алимурадовым).
Текущий экономический кризис явно демонстрирует, что мировое сообщество должно существенно изменить существующую «организационную структуру» глобального экономического порядка. Сегодня существует лишь три основных глобальных многосторонних институтов Бреттон-Вудской системы: Всемирный банк, Международный валютный фонд и Всемирная торговая организация. Этого недостаточно. Эти многосторонние организации были созданы в 1944 году, но с появлением формирующихся рынков экономика стала глобальной. Необходимы новые правила и нормы поведения. Глобальному рыночному пространству необходимы глобальные рейтинговые агентства, мониторинг кризисов, а также монетарные и финансовые инструменты, используемые глобальными регуляторами.
Лидеры политики и бизнеса пытались определить какие из институтов или их лидеров виновен в том, что вовремя не забил тревогу и не предупредил мир о приближении текущего финансового кризиса. Некоторые обвиняют МВФ, но это всего лишь фонд, не рейтинговое группа, а тем более не агентство по мониторингу кризисов. Отсутствие такого агентства указывает на необходимость создания новой архитектуры Глобального экономического порядка. Функции будущих агентств должны основываться на понимании важности сотрудничества для стабильности глобального рыночного пространства – усиленное сотрудничество между компаниями, национальными правительствами и многосторонними институтами.
Время романтического капитализма прошло. Растет роль правительств, меньше как участников и больше в качестве регуляторов, осуществляющих мониторинг и предотвращение кризисов на мировой площадке глобального бизнеса. Это уже было продемонстрировано во время Азиатского кризиса в 1997 году. Поскольку правительства не включились в регулирование, мониторинг или предотвращение кризисов, то региональные кризисы переросли в первое глобальное экономическое бедствие. Кризис прошел через Азию, Восточную Европу и Россию, закончившись только в декабре 2001 года в Бразилии и Аргентине. Правительства, идеализировавшие концепцию свободного саморегулирования рынка, боялись вмешаться в происходившее.
В текущей ситуации правительства пытаются предотвратить распространение кризиса интервенциями по обеспечению ликвидности и усиливая ограничительные меры. Тем не менее, несмотря на острую потребность в новых агентствах в мировом сообществе, последняя встреча G-20 продемонстрировала отсутствие конкретных предложений у мировых лидеров. Основными являются два многосторонних института. Во-первых, глобальное рыночное пространство нуждается в рейтинговом агентстве, специализирующемся в осуществлении классификации и установлении рейтингов национальных рынков и наиболее влиятельных частных компаний. Например, МФВ и ООН используют термины развивающиеся, формирующиеся и неразвитые рынки в качестве синонимов, но все они представляют собой совершенно разные экономические феномены – рынки с различным уровнем экономической зрелости. Даже страны внутри каждой из этих категорий не являются однородными и требуют дополнительной классификации.
Во-вторых, необходимо рейтинговое агентство с одной лишь функцией – распознавание ранних сигналов наступающего кризиса, «сторожевого» агентства, которое будет ответственно за предупреждение мирового бизнес сообщества. В ситуации, когда за это все несут ответственность, то это значит, что ответственного просто нет.
Существующие функции многосторонних институтов, в первую очередь МВФ, во многом изжили себя и должны быть изменены. МВФ редко работает с частным сектором, кредитуя правительства, неэффективная деятельность которых часто приводит к экономическим бедствиям. Бюрократы попросту крадут существенную часть кредитов, а затем целые поколения граждан этих стран должны расплачиваться за эту корысть. Дефицит нарастал, а МВФ не брал на себя никакой ответственности. Например, Ирландия, которая служит примером того, как страна может изменить ситуацию к лучшему и без денег МВФ и излишнего кредитования – лишь на основе верной стратегии. Если появляется серьезный финансовый кризис, то МВФ может объявить о том, что он наступил, но не взять на себя ответственность за отсутствие прогноза о его приходе. Все это продемонстрировало, что этот институт существенно устарел.
Всемирный банк работает с частным сектором, но, как и все существующие многосторонние институты, ничему не научился в результате прошлых глобальных кризисов и не предпринял шаги по предотвращению текущего кризиса. В треугольнике частный бизнес – национальные правительства – многосторонние институты должно быть четкое разделение ответственности. Сегодня этого нет. Ни один из институтов не признает: «Это наша ошибка и надо искать пути прекращения кризиса»
Последний кризис явно демонстрирует, что мы находимся не просто в мировой экономике, но и в условиях такого экономического феномена как глобальное рыночное пространство. Все страны и все компании – как гигантские, так и небольшие – осознают, что они связаны между собой внутри этого рыночного пространства. Необходимо создать новую архитектуру институтов глобального рынка. Роль ежегодной встречи Большой Восьмерки (G8) в условиях текущего кризиса существенно уменьшилась из-за растущего влияния стран с формирующимся рынком. В последней встрече Большой Двадцатки (G20) уже участвовали лидеры как развитых стран, так и стран с формирующимися рынками: Китай, Индия, Бразилия, Россия, Индонезия, Турция, Аргентина, Мексика, Республика Корея и ЮАР. Верным было бы также приглашать руководителей Египта, Пакистана, Нигерии, Казахстана и Украины. Необходимо задуматься о создании в мире G-25, в которой Большая Восьмерка больше не будет доминировать как прежде. Такие перемены необходимы для модернизации глобального миропорядка, созданного Бреттон-Вудсом, в соответствии с условиями нового тысячелетия. В таком динамичном мире кризис будет можно ликвидировать в самом его начале, а мониторинговые институты будут использоваться для остановки его распространения.
Экономист и стратег Владимир Львович Квинт, член Бреттон-Вудского комитета, автор книги « Глобальный формирующийся рынок: стратегическое управление и экономика», опубликованной в 2009 году в издательстве Routledge (Нью-Йорк, Лондон).