17 мая 2017 года, на факультете Высшей школы государственного администрирования МГУ им. М.В. Ломоносова состоялась гостевая лекция профессора, члена Президентского Совета по экономике и науке, представителя Центра Льва Гумилева в Корее Ким Хынги «Экономика совместного потребления и политика регулирования в Республике Корея».
Лектором было рассмотрено понятие «Экономика совместного потребления», которое представляет собой взаимодействие между двумя сторонами, одна из которых имеет ресурсы и не использует их, а другая сторона готова эти ресурсы арендовать на время для удовлетворения своих потребностей. Данное экономическое понятие призвано решить проблемы, которые остро стоят перед обществом, прежде всего, неэффективное использование ресурсов. Данное явление было рассмотрено на примере таких известных компаний как Airbnb и Uber.
Ким Хынги рассказал, что мэр Кореи Пак Вонсун продвигает проект создания «Города общего пользования». Идея состоит в том, чтобы помочь местным стартапам снять зависимость экономики от таких корейских гигантов, как Samsung и LG. Несмотря на это, мэр видит экономику совместного потребления совсем не так, как ее понимают известные на весь мир стартапы, которые предпринимали неудачные попытки закрепиться в Корее.
Выход Uber на рынок Сеула обернулся особенно неудачно – на основателя сервиса Трэвиса Каланика даже было официально подано обвинение. От Airbnb недавно потребовали удалить все «нелегальные» предложения – практически 70% всех объявлений по стране, и компания все еще не разобралась с другими претензиями со стороны корейского правительства. Мэр четко разграничивает понятие «инновации» и «разрушение устоев», но отмечает, что эти стартапы будут радушно приняты в Сеуле – при условии, что они будут играть по общим правилам.
Ким Хынги также рассказал и о личном проекте мэра – Sharing City – запущенном в 2012 году. Среди его подопечных такие корейские стартапы, как клон Airbnb BnBHero, который повторил даже предыдущий вариант дизайна сайта американской компании, и каршеринговая платформа SoCar, которая с 2011 года привлекла 2,5 млн пользователей. Из всех 70 зарегистрированных стартапов в сфере экономики общего пользования крупнейшие 12 получили в общей сложности 94 млрд вон ($83 млн), а KakaoTaxi заменил вышеупомянутый Uber. Лектор заметил, что, несмотря на инвестиции, отсутствие успешных ролевых моделей, чрезмерная зависимость от государственных субсидий и устаревшая правовая база мешают этим стартапам развиваться. Ни один из них не представлен на глобальном рынке.
Лекция привнесла много новой и интересной информации в знания слушателей, которая в ходе размышлений может принести новые плоды для нашей науки и государства.