1 апреля 2019 года в Высшей школе государственного администрирования МГУ имени М.В. Ломоносова состоялась лекция доктора экономических наук, кандидата физико-математических наук, профессора МГУ Юрия Николаевича Максимова по теме «Цифровой профиль человека: реальность или утопия».
Спикер обозначил важнейшую наступающую историческую веху, в которой человеку предстоит интегрироваться в новый уклад жизни человечества – цифровой воспроизводственный процесс. Сама терминология в названии темы лекции «Цифровой профиль человека» предполагает научное видение возможных путей решения этой глобальной задачи интеграции.
В настоящий момент, по словам Юрия Николаевича, перед наукой в отношении цифровизации различных сфер социально-экономического уклада общества сформировано множество вопросов, некоторые из которых становятся все более и более актуальными на сегодняшний день. Технологический прогресс позволяет нам уже сегодня, как отмечает спикер, говорить о полноценной коммуникации обычного биологического человека с «существами», оснащенными способностью данную коммуникацию вести, осмысленно, анализируя входящую информацию, отвечая удобным для ведения подобной коммуникации способом.
В связи с этим возникает необходимость создания некоего «цифрового профиля» человека, который будет исполнять функции двойника человека, но только в цифровом пространстве. Такой профиль будет оснащен некоторым набором характеристик, которые позволят встроить такой «цифровой двойник» в общую экономическую систему. По словам профессора претерпят изменения и действующие условия функционирования экономической системы. Например, фактор труда L (Labour, труд) следует заменить на цифровой аналог труда. В качестве примера потенциального взаимодействия аналога труда в цифровом измерении Юрий Николаевич предложил производственную функцию полезности Кобба-Дугласа, которая отражает объем производства Q (Quantity, количество) от затрат L-труда и K-капитала.
Спикер подчеркнул необходимость не воспринимать цифрового двойника человека как тождественно равную личность. Такая структура может быть лишь потенциальным «продолжением» человека в цифровом пространстве. Каков должен быть на данный момент набор характеристик цифровой личности человека, которая бы его логично продолжала – задача, с которой сейчас столкнулась наука. В процессе труда у разных людей проявляются различные качества, и это все является предметом работы цифровой трансформации экономики. Для качественного улучшения процесса цифровой трансформации экономики и «встройке» человека в новую формирующуюся цифровую среду функционирует так называемый механизм «Big Data» или большие данные. Механизм больших данных позволяет извлекать такие данные из мировой сети Интернет, характеризующие человека и человечество, которых ранее наука не предполагала. По словам Юрия Николаевича, на базе таких данных искусственный интеллект сумеет создать цифровой профиль человека.
Такой цифровой профиль может быть успешно монетизирован. С точки зрения экономики, наличие определенных характеристик при общих равных условиях может приводить к дополнительным выгодам. Носители определенных данных могут не только создавать своего рода инновационный продукт. Такие данные могут приносить прибыль владельцу цифрового профиля.
В настоящий момент в экономике самым дефицитным фактором является фактор внимания. Увеличение собственного потенциала, влияния на финансовое положение происходит через внимание. Правильное отражение себя, своего потенциала через интернет порталы – социальные сети, краудфандинговые платформы, финансовые платформы, медиа сервисы ,приводят к дополнительной выгоде, повышению собственной экономической рентабельности. Неверное, отражение приводит и к потерям.
В интернете будущего программное обеспечение позволит перейти к экономике объектов – новой формации Интернета 3.0 (Web 3.0, концепция руководителя Netscape), в которой предыдущая формация сетей – Web 2.0 – остается лишь платформой для того, чтобы отбирать высококачественный контент и сервисы, которые будут по функции полезности индивидуально для каждого участника сети создавать персонифицированный раздел, подходящий по характеристикам его цифрового профиля.