+7 (495) 510 52 23 | pk@anspa.ru      

                     +7 (495) 510 52 23 | pk@anspa.ru      

Состоялась лекция Атташе Посольства Франции в Москве, Бенжамена Юен-Моралеса.

15 апреля 2019 г. состоялась лекция Атташе Посольства Франции в Москве, Бенжамена Юен-Моралеса.
“Французская модель государственной службы. Реформы во Франции и ЕС”

15 марта в Высшей школе государственного администрирования МГУ им. Ломоносова состоялась лекция атташе Посольства Франции и ЕС в России Бенжамена ЮЕН-МОРАЛЕСА на тему: «Французская модель государственной службы. Реформы Франции и ЕС».

В ходе лекции были освещены интереснейшие темы, касающиеся становления традиций и формирования современной модели французской государственной службы.

Спикер обозначил важность традиций, разделил историю развития государственной службы во Франции на несколько основных этапов, выделил ключевые стороны и даты.

Суть французской государственной службы – закрытая и подробно регламентированная система административной карьеры с присущим ей духом иерархичности, кастовости и верноподданности государству. Французское законодательство достаточно полно и четко регулирует организацию государственной службы в стране. Ее основные принципы закреплены в Конституции Французской Республики 1958 года, в Декларации прав человека и гражданина 1789 года, а также в Преамбуле Конституции 1946 г., которые объединены в конституционные источники права Франции.

Спикер отметил, что отличительным положительным моментом данной правовой базы, является то, что все приведенные документы – уникальны, неповторимы и не являются дубликатами, то есть Французское законодательство не плодит безмерное количество законов, а руководствуется традициями и устоявшимися нормами. При этом существует большое количество нормативно-правовых актов, направленных на регламентацию отношений на публичной службе, связано с всесторонним желанием государства узаконить каждое действие, происходящее на государственной службе.

Похожие нюансы имеет и административная реформа, по итогам которой появились административные регламенты, в которых четко были прописаны действия каждого лица, находящего как на периферии, так и непосредственно при оказании каких-либо действий по каналу связи Государство – Человек. Основные идеи, принципы и права описаны в Конституции Французской Республики от 1958 года, что неоднократно отмечено спикером. В законодательстве Франции имеется четкое административно и юридически закрепленное определение понятия – чиновник. Чиновник – это лицо, назначенное на государственную должность, которое включено в административный штат и получившее отличительный ранг управленческой иерархии. Служащий – это лицо, которое принимает участие в несении административной службы на благо того государственного органа, в котором занимает определенную должность. Следовательно, все чиновники во Франции – это лица, занимающие государственные должности, и значит государственные служащие, но не все государственные служащие обладают правами чиновника.

Французская государственная служба имеет три ветви – государственную, территориальную и государственные медицинские учреждения. Спикер сравнивает современные системы государственной службы Франции и России на примере медицинских учреждений.

Особое место в лекции спикер отвел и концепции карьеры во Франции, которая имеет достаточно серьезное идеологическое обоснование. Прежде всего, она основана на понимании госслужбы как особой, отличной от всех прочих, профессии, требующей от человека особых качеств и полной отдачи в служении государству.

Во Франции существует три основных образовательных учреждения, которые готовят кандидатов на высшие административные должности: ЕNA, INET и EHESP. Специализация данных школ соответствует упомянутому делению государственной службы на три ветви. ENA готовит кадры преимущественно для государственной госслужбы, INET – для территориальной, а EHESP – для государственных медицинских учреждений. Все три школы предлагают курсы первоначального и непрерывного образования, а также обучение по конкретным темам (например, европейские вопросы, безопасность, культура, здравоохранение). Отбор очень строгий – как правило, конкурс проходит менее 10 % претендентов. Существует 3 вида конкурсов для поступления в указанные школы – внешний, внутренний и финальный.

Современный европейский опыт организации института государственной службы заключает в себе много интересного и поучительного.