Окончательный список «президентской тысячи» — кадрового резерва, создаваемого по инициативе Дмитрия Медведева, готов. Большинство резервистов — успешные бизнесмены, и не все они готовы пойти на госслужбу
Источник: «Ведомости», №17 (2287), 02.02.2009, , Автор: Лариса Погонина.
Александр Изосимов, гендиректор «Вымпелкома», говорит, что знает о включении его в президентский резерв, но уйти из бизнеса пока не готов. При этом Изосимов считает, что создание программы национального кадрового резерва — концептуально правильная вещь, необходимая госсектору. Владимир Мау, ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ (АНХ) и член комиссии по формированию и подготовке резерва управленческих кадров, говорит, что еще несколько человек из «золотой тысячи» отказались от участия в программе.
Золотые резервисты
Летом Дмитрий Медведев поручил составить рейтинг 1000 лучших управленцев страны, которых можно было бы назначить на ведущие посты федерального и муниципального уровней. В итоге в списке 1747 кандидатов. Их подбором почти полгода занималась комиссия по формированию и подготовке резерва управленческих кадров во главе с Сергеем Нарышкиным, куда входят представители Кремля, правительства, РСПП и Общественной палаты — всего 30 человек. Вопрос контролирует помощник президента по кадрам Олег Марков, а за исполнение отвечают глава управления администрации по вопросам госслужбы Сергей Дубик и начальник кремлевского управления по кадровым вопросам, в прошлом контрразведчик Владимир Осипов.
Основной принцип выбора резервистов был взят у Ассоциации менеджеров России (АМР) — «лучшие выбирают лучших». «По этому принципу уже девять лет составляется рейтинг “Top-1000 российских менеджеров”, — говорит Сергей Литовченко, исполнительный директор АМР, — ведущие бизнесмены выбирают лучших, по их мнению». Лучшими в случае с «президентской тысячей» стали 150 выбранных комиссией экспертов, представивших по 11 кандидатов. Литовченко, один из 150 экспертов, рассказывает, что осенью 2008 г. администрация президента попросила представить 98 лучших кандидатур из рейтинга АМР. Так итоговый пул составил 1748 кандидатов, из которых 1650 представили эксперты, а 98 взяты из рейтинга АМР.
Обнародовать список администрация президента, скорее всего, не будет, полагает Мау. «Лично я категорически против этого, — говорит он, — ведь статус резервиста не должность. Кремль не обязан назначать на госдолжность одного из резервистов, а кандидат не обязан работать на государство».
Будет спецобучение
По словам Сергея Зуева, директора Центра региональных исследований АНХ, участника разработки концепции проекта создания управленческого резерва, резервисты делятся на две категории — звезды, возглавляющие крупные корпорации, и молодые люди, упомянутые в списке однажды. Всех их планируется обучать по элитной программе. Но пока ее нет.
Ряд вузов разрабатывают программы Master of public administration (MPA) — MBA для госслужащих, положение о которых принято в 2008 г. В АНХ MPA состоит из восьми модулей и отличается от традиционной MBA большим количеством проектных работ. Целая программа MPA для резервистов готова в Российской академии государственной службы, говорит Константин Егоров, ее ректор и один из 150 экспертов, отбиравших кандидатов в «президентскую тысячу». Один модуль есть в ВАВТ. Нет пока решений о системе обучения «тысячи».
Как у них
Станислав Шекшня, старший партнер Ward Howell, профессор школы бизнеса INSEAD, консультировавший партию «Единая Россия» в аналогичном проекте по созданию кадрового резерва партии, говорит, что один из мировых лидеров в подготовке чиновников — Сингапур. «Там госслужащего ищут со школьной скамьи», — говорит Шекшня. Они продолжают обучение в специализированном вузе и после его успешного окончания приступают к госслужбе. Вершина карьеры — пост госсекретаря (аналог первого вице-премьера в России). Этот путь занимает в среднем 20 лет и стоит государству $150 000-200 000 на человека.
Во Франции госслужащих готовят в Ecole nationale d’administration (ENA), 80% выпускников которой становятся госчиновниками, 15% — политиками, оставшиеся 5% уходят в бизнес. В ENA принимаются люди с высшим образованием и управленческим опытом, а также по результатам тестов на проверку IQ. В среднем подготовка одного студента стоит 80 000 евро за двухгодичную программу.
Выбор есть
Медведев с помощью «тысячи» пытается преодолеть клановый подход в кадровой политике, считает политолог Алексей Макаркин.
Шекшне кажется, что программа нацелена на выбор уже состоявшихся лидеров. У таких людей, как правило, нет ни потребности, ни возможности для активного развития.
Видит недостатки в программе кадрового резерва и Литовченко, но принципиально она принесет много пользы, считает он: «Систему назначения на госдолжности этот кадровый резерв не переделает, но появятся новые люди, которые расширят горизонты кремлевских кадровиков».