Выбирая, какой диплом МВА* получить, российские менеджеры часто отдают предпочтение российским бизнес-школам. Основной аргумент при сравнении с западными аналогами — низкая стоимость обучения и возможность совмещать работу c карьерой
Источник: “Эксперт-Online №23 (38), 3 декабря 2007, Автор: Александр Потапов.
Лет десять назад выпускники американских и европейских бизнес-школ были нарасхват у работодателей, особенно у западных. Иностранные компании, выходя на российский рынок, искали людей пусть даже и без значительного опыта работы, но со знанием западных методов и стандартов ведения бизнеса. Соискатели, имеющие диплом МВА, полученный в США или Европе, могли диктовать свои условия: требовать к себе особого отношения и рассчитывать на высокие зарплаты. За 10–15 лет российские школы окрепли, а у топ-менеджеров и управленцев среднего звена появилась возможность получить МВА, не прерывая карьеру и не уезжая в США и Европу. Сегодня российские бизнес-школы активно продвигают идею «наше образование, по крайней мере, не хуже». Помогает ли в карьере диплом МВА? Как выбрать бизнес-школу? Стоит ли учиться в России?
Восток — запад
Один из основных вопросов, который приходится решать людям, желающим пройти программу МВА: какую школу выбрать, российскую или западную? Здесь приходится учитывать много факторов. В целом подходы программ совпадают: и те и другие готовят руководителей-управленцев. «Либо это программа, специализирующаяся на подготовке менеджеров для какой-либо отдельной отрасли или направления бизнеса (например, менеджмент, финансы), либо общие программы, нацеленные на формирование общих управленческих навыков. Разница же между российскими и иностранными школами в цене и времени существования школы», — считает директор центра программ MBA школы бизнеса МИРБИС Николай Попков. В США первые школы МВА появились в начале ХХ века, а у нас самые старые из них еще не отпраздновали свой 20−летний юбилей. Отсюда и естественное преимущество Запада по качеству программ и преподавательского состава. «На Западе наряду с хорошими теоретическими, научными и практическими наработками в школах ввиду длительного периода существования и хорошего финансирования сформировался численно более квалифицированный преподавательский состав. У нас же найти хорошего преподавателя по курсу программы МВА — большая проблема», — уверяет Петр Мельник, заместитель директора по учебной работе ВШГА МГУ им. М. В. Ломоносова.
Что касается цены, то стоимость программ в ведущих школах США или Европы (без учета проживания) составляет 60 тыс. долларов. «В Москве цены варьируются от 9 тыс. до 25 тыс. евро за два года обучения», — отмечает руководитель учебно-методического отдела Международной школы бизнеса при Финансовой академии Тамара Рыжикова.
Еще одно отличие — форма и методика обучения. На Западе распространено очное обучение (full time), когда человек полностью сосредоточен на учебе и не работает. У тех, кто идет на очный МВА, свои аргументы. «Двухгодичный простой меня не пугает, так как я уверен, что после окончания учебы моя стоимость на рынке значительно повысится», — заявил один из студентов американского МВА.
В России больше востребованы программы, которые позволяют учиться и одновременно делать карьеру. Отсюда, кстати, и различие в программах. «Здесь учеба основана на командной работе плюс очень много практики — реальных проектов, в которых ты применяешь свои знания, полученные во время учебы. Летнюю практику я проходил в консалтинговой компании, решая проблемы для крупнейших фирм мира», — рассказывает один из выпускников западной бизнес-школы.
В России выпускники редко готовы к двухлетнему карьерному простою и выбирают вечерние формы обучения, которые и преобладают на рынке. «Наши школы используют другие технологии: работа ведется на занятиях в аудиториях, причем наши методики позволяют решать как теоретические, так и практические задачи», — утверждает Николай Попков. «Я прошла программу МВА в Академии народного хозяйства, специально выбрав курс очно-заочной формы обучения. Для меня такая форма была золотой серединой, поскольку позволяла не отрываться надолго от работы и в то же время достаточно эффективно погружаться в учебу на несколько недель во время модулей. На нашем быстро меняющемся рынке выпасть из бизнеса на пару лет, чтобы подучиться, как это принято на Западе, непозволительная роскошь для маркетолога», — рассказывает Динара Сулейманова, руководитель управления маркетинга Абсолют банка. Впрочем, при желании и на Западе можно найти школу, которая позволит учиться без прерывания стажа.
Учитывая, что в ведущие западные школы поступают менеджеры и управленцы из разных стран, конкурс в них довольно высокий — три-четыре человека на место. С момента подачи заявки до окончательного ответа школы — «берем или нет» — проходит до года. «Поступить было очень сложно: если с написанием эссе и получением рекомендаций проблем не возникло, то уровень подготовки к GMAT** был недостаточный, чтобы пройти сразу. Правда, и заявления я подавал только в топовые школы. В первый год поступить не удалось, зато на второй год три из четырех школ были согласны меня принять», — говорит Форих Шамсиев, который в настоящее время учится в Kenan-Flagler Business School.
В России о конкурсе и серьезности экзаменов говорить пока не приходится. «У нас иная система обучения. Во-первых, стоимость уже отсекает лишних людей — если же вы решились потратить столько денег, то вам МВА нужен. Во-вторых, на МВА идут люди, которые уже работают на высоких позициях или являются собственниками бизнеса», — считает Николай Попков. «Реально сегодня конкурс на программы МВА и, соответственно, лист ожидания есть только в двух-трех школах России», — заявили в одной из школ. Чаще всего для поступления на российский МВА достаточно сдать тесты, некоторые школы проводят собеседования, но, учитывая высокую конкуренцию школ за поступающих, главное основание для приема все-таки наличие необходимой для оплаты обучения суммы.
Право выбора
Если человек собирается работать в России, то лучше выбрать российскую бизнес-школу, советуют эксперты. «Здесь свой менталитет и специфика ведения бизнеса, свои нюансы. Кроме того, многие российские компании не хотят брать на работу выпускников западных бизнес-школ, считая, что их знания вряд ли будут применимы в России. И наоборот, если цель — работа за рубежом, то лучше выбрать западную бизнес-школу», — уверена Тамара Рыжикова. Согласен с ней и Сергей Мясоедов, ректор Института бизнеса и делового администрирования АНХ при правительстве РФ: «Преимущество российских школ в том, что они учат на примерах из российской действительности, что в них работают преподаватели-практики, знакомые не понаслышке со спецификой местной деловой среды и российского бизнеса». Впрочем, не все согласны с такими выводами. «Те, кто заканчивал западные школы МВА, более востребованы и в России, и за рубежом, чем выпускники российских бизнес-школ», — уверена Юлия Винча, управляющий партнер по подбору персонала кадрового центра «Юнити». «По собственному опыту знаю, что в России диплом MBA ведущей западной школы ценится очень высоко, особенно в крупнейших российских и транснациональных компаниях, у лидеров рынка», — добавляет Степан Кузнецов, управляющий директор российской национальной ассоциации SWIFT. «Не думаю, что будут проблемы с трудоустройством как в России, так и на Западе», — уверен Форих Шамсиев.
Если глобальный выбор (западная школа или российская) сделан, то сразу встает проблема выбора конкретного учебного заведения. С поиском западной школы проще. «Выбирая бизнес-школу, я основывался на трех главных критериях: позиция школы в признанных международных рэнкингах (The Financial Times, The Economist, The Wall Street Journal и BusinessWeek), удобный график обучения и местоположение школы, стоимость программы», — делится опытом Степан Кузнецов. В России общепризнанных и авторитетных рейтингов школ МВА просто нет. В этой ситуации нужно обратить внимания на те из них, которые сами производят научные знания (школы при Высшей школе экономики, МИРБИС, Финансовой академии и др.). «Они не просто нанимают сторонних преподавателей, но и имеют собственные разработки, программы и т. д. Кроме того, если школа просто перекупает хороших педагогов, это значит, что стоимость обучения будет завышенной», — рассказывает Тамара Рыжикова.
Сергей Мясоедов назвал шесть правил, которых стоит придерживаться: 1) Лучше ориентироваться на те бизнес-школы, которые проводят программы МВА хотя бы пять-шесть лет. 2) Программы МВА не могут быть дешевыми. Я не призываю выбирать самые дорогие, но выбирать дешевые однозначно нельзя, потому что на таких программах не будет лучших преподавателей. 3) Лучше выбрать программу, на которую есть конкурс. На нее тяжело поступить, на ней тяжелее учиться, но на ней вам дадут больше знаний и навыков. 4) Несколько бизнес-школ России имеют международную аккредитацию AMBA International — это своего рода международный знак качества. 5) Позвоните в отдел маркетинга в те школы, среди которых вы выбираете. Исходите из того, что бизнес-школа, которая не умеет себя продать на рынке, вряд ли вас сможет многому научить. 6) Самое важное — все серьезные российские школы имеют не одну тысячу выпускников. Обязательно постарайтесь найти среди них ваших друзей, которые учились в этой школе. Поинтересуйтесь, насколько программа действительно помогла их карьерному росту.
«Корочка» не трамплин к успеху
После завершения обучения у выпускника МБА есть хорошие шансы улучшить свою стоимость на рынке или сделать рывок по карьерной лестнице. Показателен опрос, проведенный компанией Begin Group. На вопрос «в какой мере реализуются ваши ожидания увеличения дохода после получения диплома МВА?» более 37% выпускников бизнес-школ ответили, что ожидания не реализовались либо совсем, либо «в целом». Впрочем, 43% вполне довольны ростом своих доходов после обучения на МВА. Ситуация с карьерным ростом несколько иная: не реализуются в целом или совсем ожидания 21% опрошенных, а более 59% ответили, наоборот, положительно.
«Российский диплом МВА не является тем крючком, которым ловят хорошего работодателя. Последние академическим знаниям и “корочкам” предпочитают опыт и знание специфики рынка. В нашей группе было много владельцев среднего и малого бизнеса, они ждали от школы реальных инструментов, которые помогут им в их собственном деле», — говорит Динара Сулейманова. То же самое утверждают и HR-специалисты. «Для российских работодателей наличие МВА не является основным аргументом для приема на работу, гораздо важнее профессиональный опыт. Конечно, если у соискателей опыт работы и знания примерно равны, то наличие МВА может оказаться решающим пунктом в резюме. Автоматической прибавки к зарплате МВА не дает. Скорее, это путь для открытия новых возможностей, когда иных путей для карьерного роста уже нет. Например, один финансовый директор получила МВА — и ушла в другую компанию на те же деньги и должность, но теперь перспектив у нее будет значительно больше. Собственники бизнеса идут для того, чтобы получить доступ на тот или иной рынок или сферу бизнеса. Ведь многие сферы бизнеса закрыты, а на МВА ты попадаешь в нужный тебе круг общения, получаешь доступ к нужным людям», — рассказывает Юлия Винча.
Работодатель всегда смотрит на конкретного кандидата с позиций его потенциального вклада в развитие компании, то есть что он реально знает и умеет. «Безусловно, выпускники МВА скорее обладают необходимыми знаниями и навыками. Однако работодатель принимает на работу человека, а не диплом, поэтому диплом МВА должен быть подкреплен демонстрацией своих реальных возможностей», — считает Алла Жаворонкова, руководитель проекта Begin.
Если в динамичных и современных российских компаниях, а также в большинстве зарубежных фирм степень МВА рассматривается как преимущество при приеме на работу, то на многих традиционных российских предприятиях кадровики пока, к сожалению, не понимают, что такое МВА. «Иногда HR-специалисты довольно критично отзываются об МВА. Наши наблюдения показывают, что это делают те сотрудники компаний, которые сами этой степени не имеют (комплекс неполноценности часто проявляется через агрессию)», — рассказывает один из экспертов. Работодатели по большей части приветствуют наличие диплома МВА у сотрудников. «Около 80–90% руководителей из числа тех, кто прошел школу МВА, направляют или способствуют обучению своих сотрудников. Они сами прошли через МВА и поняли его практическую ценность», — объясняет Николай Попков. Впрочем, есть и те, кто уверен: если человек пошел получать МВА, то после окончания обучения он начнет искать новое место работы. Именно поэтому около половины учащихся, по словам преподавателей МВА, просто скрывают от работодателей, что учатся в бизнес-школе.
* МВА (Master of Business Administration — «мастер делового администрирования») — программа постдипломного образования, в рамках которого осуществляется подготовка менеджеров общего профиля для работы в разных сферах деятельности.
** GMAT (The Graduate Management Admission Test) — тест, результаты которого засчитывают более 1500 бизнес-школ по всему миру. Состоит из трех частей: двух аналитических эссе, математической части и вербального раздела.