Интервью с Вахниным Л.Е.

Интервью с Вахниным Л.Е.

ВРИО Директора Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтруда России


О государственной службе:
Подготовка кадров для государственной гражданской службы является основным приоритетом деятельности министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, так как от качества вашей подготовки зависит качество управления страной, а это, соответственно, и стабильность, и уровень жизни наших граждан. Мы должны говорить на одном языке, тогда наша система будет более прочная и основательна. На подготовке кадров мы преследуем тот же самый компетентный подход, который реализован в нашей современной стратегии образования, только в преломлении государственной службы он выглядит несколько по-своему, со своей спецификой. В первую очередь, надо понимать, что государственная служба — это не работа в классическом смысле слова, нашим работодателем является Российская Федерация, поэтому человек, поступающий на службу, будет заниматься служением обществу, его интересам, и главные принципы, на которые направлена его деятельность, сформированы в Законе о государственной гражданской службе — приоритет прав и свобод человека и гражданина, это профессионализм и компетентность.

Какими компетенциями должен обладать выпускник, поступающий на государственную службу:
По собственному опыту я бы назвал здесь профессиональное образование, стрессоустойчивость и творческий подход. Сочетание этих критериев для начала карьеры на государственной службе будет очень полезно. Хотя МГУ имеет право разрабатывать собственные стандарты для выпускников, но говоря об универсальных компетенциях, я бы обратил внимание на федеральный государственный образовательный стандарт в государственном муниципальном управлении по бакалавриату и магистратуре. Когда же люди начнут расти в должностях, с опытом, должно выработаться самое главное для чиновника – это государственное мышление, понимание общего контекста развития государства, стратегическое мышление, командное взаимодействие, персональная эффективность, гибкость и готовность к изменениям. Вот это универсально для всех должностей гражданской службы. Также очень важна практическая работа с государственными органами, которую надо начинать еще в ходе своего обучения. Минтруд уделяет этому большое внимание, даже выпустили методические рекомендации по организации практики. Мы выступаем за стажировки самих госслужащих между государственными органами, в том числе между федеральными, чтобы они знали, кто как живет, чтобы не варились в собственном соку. И если будут встречаться студенты с госслужащими, это будет намного продуктивнее. Это и практические знания и умения, это и уже контакты. Вас будут знать изнутри.

С какими нормативными документами обязательно должен ознакомиться выпускник:

Я бы порекомендовал «Справочник требований для замещения должностей». Он был разработан Министерством труда в 2017 году, но постоянно обновляется. В нем  приведены компетенции, как универсальные, так и наборы документов, которые нужно сформировать в профессиональной компетенции. Справочник достаточно большой, но он структурирован по областям и видам деятельности. Если вы собираетесь идти в классическую систему управления кадрами, какую я и представляю, то это 20-ая область профессиональной служебной деятельности — «Регулирование государственной и муниципальной службы» — в ней как раз приведен весь набор документов, которые надо знать.

Об особенностях отборочных процедур для поступления на работу в госслужбе:
Перечень этих особенностей приведен в «Методике проведения конкурсов», утвержденной постановлением № 397, и здесь есть определенные критерии. Вас будут подвергать тестированию и собеседованию с конкурсной комиссией. Тест размещен в общем доступе на сайте единой системы управления кадровым составом государственной гражданской службы gossluzhba.ru.

Уже сейчас вы можете пройти его самостоятельно, и проверить уровень своих знаний. Всего там порядка 600 вопросов, но попадают в тест 20-30%, поэтому проходить его нужно и можно много раз. Справочник требований также размещен и на сайте Министерства труда, и в “Консультанте плюс”. Так что там тоже можно отслеживать актуальные документы.

Важные моменты при трудоустройстве:
В первую очередь — это четкость в ваших собственных документах. Это основа делопроизводства, это сразу покажет вас с лучшей стороны. Второй момент – умение подать себя. Назвать свои сильные стороны, рассказать, чем именно вы можете быть полезным — это уже начать правильный диалог с представителем нанимателя. Сейчас важно уметь работать с открытыми данными и небольшими данными, это довольно новый подход, он еще не всем понятен. В этой работе молодежь всегда реагирует гораздо быстрее. Выпускнику следует говорить о персональной эффективности, это как раз будет проверяться в подготовке документа. Например, в виде реферата, практического задания, подготовки документов. Претенденту на руководящую, высшую, главную должность важно иметь стратегическое мышление. Здесь, скорее всего, предложат написать реферат или эссе по поводу того, как он будет развивать свою отрасль, какие сильные стороны и недостатки видит.